Что такое «качество света»?

Содержание

Мягкий и жесткий свет: основные отличия

Что такое «качество света»?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога goodshoot.ru. В данной статье будут рассмотрены понятия “жесткого” и “мягкого” света, особенности их получения и сферы применения.

Свет – самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа.

В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик – яркость, температура, длина волны…

В среде фотографов можно часто услышать термины “жесткий” и “мягкий” свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть ?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие “жесткого” и “мягкого” света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен.

Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху – жесткий, снизу – мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

– размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

– расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться.

За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет.

Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света – вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф – старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

рассеивание света. Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

отражение света. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом:

Удачных вам кадров!

Источник: http://goodshoot.ru/july-2011/311-myagkiy-i-zhestkiy-svet-osnovnye-otlichiya.html

Свет в интерьере: параметры и качество освещения (часть I)

Что такое «качество света»?

Выбор освещения – один их самых интересных процессов в оформлении интерьера. При этом преследуется две цели:

  • света должно быть достаточно;
  • свет должен подчеркивать достоинства интерьера, создавать настроение и зрительные образы, соответствующие замыслу дизайнера.

Эти цели достигаются правильным выбором источников света (ламп) и световых приборов (светильников), а также местом расположением светильников.

Благодаря свету мы видим окружающие нас предметы, как в помещениях, так и в природе. Миллионы лет зрение человека знало лишь естественный свет – свет солнца. Поэтому естественный свет является для нас наиболее комфортным.

Искусственные источники света, к которым относятся и все виды электрических ламп, излучают менее благоприятный для зрения свет. Окружающие предметы в их свете выглядят иначе, чем в солнечном свете, то есть менее естественно.

В искусственном свете они могут приобретать другие цвета и оттенки и создавать иное эмоциональное впечатление.

Параметры света

Чтобы добиться ожидаемого результата от освещения интерьера или отдельных его элементов, необходимо выбрать свет соответствующего качества. Качество света, как естественного, так и искусственного, определяется многими фотометрическими параметрами. Важнейшие из них:

  • световой поток – количество света, излучаемого лампой или светильником (измеряется в люменах – лм);
  • цвет – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их оттенки;
  • цветовая температура – четырехзначная цифра, обозначающая температуру раскаленного до бела твердого тела (измеряется в Кельвинах – К), излучающего свет того же оттенка;
  • индекс цветопередачи – параметр, которым обозначается качество передачи искусственным светом естественного цвета предметов (не имеет единиц измерения).

Качество освещения интерьера в значительной степени зависит от светового потока светильников и ламп, которые для этого используются. 

Источник: barex.info

Эти параметры, кроме индекса цветопередачи, можно прочесть на самих лампах или на их упаковке. Например, на упаковке компактной люминесцентной лампы может быть нанесено: 1100 лм, 4000 К.  Это означает, что лампа излучает световой поток равный 1100 лм. Причем, свет этой лампы такой же белый, как свет, излучаемый твердым телом, раскаленным до температуры 4000 К (3727 ºС).    

Индекс цветопередачи ламп следует искать в каталогах заводов-производителей или в техническом паспорте на лампу.

Лампы, обладающие наилучшей цветопередачей, излучают белый цвет с индексом цветопередачи равным 100 (Ra = 100). В свете этих ламп предметы имеют такой же цвет, как и при естественном освещении.

Наихудшая цветопередача у натриевых газоразрядных ламп, которые имеют индекс цветопередачи всего 20 (Ra = 20).

Для интерьерного освещения следует использовать лампы, свет которых обладает индексом цветопередачи не ниже 80.

Цветопередачу света ламп принято называть:

  • отличной, если индекс цветопередачи больше 90;
  • хорошей, если индекс цветопередачи больше 80, но меньше 90;
  • стандартной, если индекс цветопередачи меньше 80, но больше 60.

Цветовая температура белого света ламп, которые используются для освещения интерьеров, колеблется в пределах от 2500 К до 6500 К. При этом свет с цветовой температурой 2500 К похож на свет, который излучают обычные лампочки накаливания, а 6500 К – люминесцентные лампы дневного света.

Интерьер, освещенный теплым светом с цветовой температурой 2500-2700 К.

Источник: barex.info

Интерьер, освещенный холодным нейтральным светом с цветовой температурой 4000-5000 К.

Источник: our-interior.com

По цветовому впечатлению свет можно классифицировать:

  • теплый уютный свет – с цветовой температурой от 2500 К до 3000 К;
  • нейтральный теплый – от 3000 К до 4000 К;
  • холодный нейтральный – от 4000 К до 5000 К;
  • холодный дневной – от 5000 К и выше.

Отражающие свойства предметов

Но даже зная качество света ламп, мы еще не можем предопределить эффект от их применения в том или ином интерьере. Дело в том, что результат освещения зависит еще и от свойств поверхности тех предметов, которые мы освещаем.

Фактически, мы видим объекты нашего окружения благодаря тому, что они отражают свет. От количества света (светового потока), который на них падает и от того, сколько света поверхность объектов поглощает, а сколько отражает, зависит их яркость и заметность для нашего глаза.

Цвет предметов интерьера в свете с высоким индексом цветопередачи почти не отличается от естественного.

Источник: kursremonta.ru

Если освещаемые поверхности гладкие (зеркальные), то от них отражается почти весь свет, и мы видим яркий световой блик (поверхность блестит). Это зеркальное отражение. Если поверхности негладкие (зернистые, волокнистые и т.п.), то они часть света поглощают, а часть отражают, причем, это уже не зеркальное отражение, а рассеянное (диффузное).

На глянцевой поверхности стола можно увидеть зеркальное отражение света настенных светильников.

Источник: paradizza.com

Яркость освещаемых объектов  в случае диффузного отражения ниже, однако, мы способны эти объекты различать и узнавать благодаря именно диффузному отражению, так как видим их форму и цвет.

Количество света, падающего на освещаемые объекты, принято оценивать их освещенностью. Освещенность измеряется в люксах (лк). Чем больше световой поток, падающий на объект, тем выше его освещенность.

Благодаря большой освещенности, созданной несколькими потолочными светильниками, предметы этого интерьера выглядят достаточно ярко. Источник: subscribe.ru

Мы видим предметы в свете, который они отражают. Количество отраженного предметами света измеряется яркостью, которая зависит:

  • от освещенности поверхности;
  • от коэффициента отражения поверхности;
  • от того, под каким углом мы смотрим на поверхность.

При этом увеличение освещенности и коэффициента отражения увеличивает яркость поверхности.

Визуальный образ предметов и всего интерьера в значительной степени определяется цветом этих предметов и спектром света, который мы выбрали для их освещения.

Во второй части статьи, которая выйдет в следующем месяце, читайте о том, как образуется цвет объектов.

На нашем сайте можно сравнить стоимость услуг электрика:

Источник: http://www.prostocomfort.com.ua/osveschenie/stati/svet_v_interere_parametry_i_kachestvo_osvescheniya_chast_i

Индекс цветопередачи CRI уже не тот — как оценить качество света с помощью коэффициентов

Что такое «качество света»?

Еще в 70-е годы прошлого века, ученые и исследователи в области света, начали измерять и оценивать качество цветопередачи от различных источников, при этом описывая полученный результат всего одной цифрой.

Этот параметр или коэффициент назвали CRI. У него есть еще и другое обозначение — Ra. По сути это одно и тоже.
CRI расшифровывается как Color Rendering Index — индекс отображения цвета.

Именно он отвечает за то, что один и тот же апельсин, в одном случае будет выглядеть вполне натурально, а в другом совсем не будет похож сам на себя. Это и называется естественность передачи цветов.

Кстати, многие наверное помнят загадку, разделившую интернет на два лагеря — «какого цвета на фото платье»? Этот индекс здесь сыграл существенную роль.

То есть, коэфф. отвечает насколько натурально и естественно выглядит объект под той или иной лампой или освещением. Для вас это может быть и без разницы, вы все равно съедите апельсин или наденете платье, а вот художнику или фотографу этот параметр ой как важен.

Кстати, этот момент относится не только к процессу написания картины, но и к ее демонстрации в галереях.

А еще это может увеличить или наоборот снизить продажи в продуктовых магазинах. Не каждый захочет купить подозрительно выглядящий лимон или другой фрукт.

Хотя на самом деле продукты будут абсолютно спелыми и здоровыми, но всю картинку испортит неправильно подобранное освещение.

Точно таким же образом супермаркеты могут и обманывать. Покупаешь вроде бы с витрины красивые и спелые яблоки, привозишь их домой, разворачиваешь, а они уже не выглядят так аппетитно как в магазине.

Испортится за такой короткий промежуток времени они безусловно не могли, однако нужно отдать должное местному персоналу, который в отличие от вас, оказался знаком с понятием цветопередачи и подбором нужного CRI.

Спектр света и его влияние

Максимальное значение CRI=100. Именно такой коэффициент у солнечного света. У искусственных светильников чем он выше, тем лучше.

Конечно здорово иметь светодиодную экономную лампочку на 100% имитирующую солнце. Но во-первых, это технически трудно реализуемо, во-вторых неоправданно дорого.

При этом не стоит путать такие понятия, как «цветовая температура» и «индекс цветопередачи». Это разные вещи.

Например два светильника могут одновременно иметь одну и ту же температуру, но передавать цвета при этом будут совершенно по-разному.

Перед тем, как непосредственно перейти к индексу и его методам расчета, стоит напомнить что такое спектральный состав излучения. Ведь это как раз таки напрямую влияет на CRI.

Так вот, любой свет имеет в своем составе сразу несколько цветов. А все что нас окружает, поглощает или отражает эти цвета.

При этом предметы или растения которые кажутся зелеными, потому и обладают данной расцветкой, так как именно зеленый они и отражают. Все остальные цвета на их поверхности в этом случае поглощаются.

Хотя по большей части, цвет формируется именно в нашей голове. Это некое ощущение. Каждый кто «получал в глаз», это может подтвердить

Источник: https://svetosmotr.ru/indeks-tsvetoperedachi-cri/

Черно-белая фотография. Направление и качество света

Что такое «качество света»?

Понимание как ведет себя свет и какой эффект он может создать на снимке имеет огромное значение для черно-белой фотографии. Также очень важно понимать техническую сторону вопроса – как и какие данные ваша камера запишет на носитель. Здесь очень помогут знание теории экспозиции и техники съемки.

В серии наших статей о черно – белой фотографии мы попытаемся объяснить основные понятия и навыки, которыми должен обладать фотограф для того, чтобы преуспеть в искусстве черно-белых снимков.

Выбор направления источника света

Направление источника света оказывает огромное влияние на конечный результат. И хотя принципы и законы распространения света могут показаться несколько сложными, они действительно находятся во главе угла.

Если вы последуете устаревшему совету по выбору точки съемки, то оставите источник света позади себя.

Вы получите хорошо освещенный и проработанный объект съемки с отличной экспозицией и без ненужных теней. К сожалению фронтальный свет часто служит причиной очень скучных и плоских фотографий.

Источник света расположенный за объектом съемки выглядит более выигрышно в умелых руках. На фотографии солнце расположено непосредственно за объектом съемки и автору выбрал направление против источника света.

Снимая против солнца вы можете получить очень выразительный силуэт или эффект рисующего света как в портретной фотографии. Но в данном случае вы рискуете получить некоторые сложности с выбором правильной экспозиции, а также можете получить несколько неуместных бликов от линз объектива.

Боковой свет отлично работает, когда Вам нужно показать текстуры: поверхность камня, дерева. Но он будет бесполезен для объектов с ровной и гладкой поверхностью.

Солнечный день – превосходное время для экспериментов по выбору направления источника света. Вы можете обойти объект съемки вокруг и попробовать поснимать с разных направлений относительно источника света. Уверен, вы сделаете для себя несколько интересных открытий и продвинетесь вперед в качестве и выразительности ваших снимков.

Выбор качества света

Миллион слов написано о пресловутом “качестве” света. Параметр почти мистический, непостижимый феномен, который невозможно подсчитать, а можно лишь понимать на основе собственного опыта.

Качество света определяется прежде всего размером источника света. Это особенно отчетливо видно в портретной фотографии, например в старых голливудских снимках с очень сильным и жестким светом и резкими глубокими тенями.

Это то, что вы получаете используя обычную лампу накаливания или студийную вспышку в качестве источника света. В данном случае поверхность источника света имеет малую площадь или фактически источник света является точечным.

Мода меняется и на сегодняшний день более популярным является мягкий свет. Причиной тому цветная фотография. А яркий и резкий свет не очень хорошо работает в цвете.

Для цветных портретов, а особенно для женских цветных портретов свет должен быть мягким. Другими словами он должен быть большим: источник света должен иметь большую площадь.

Подобный свет часто получают используя зонтик. Вспышку отворачивают от модели и направляют в зонтик с серебряной или белой подкладкой.

Свет, отразившись от зонтика падает на объект, но свет уже стал значительно больше. Потому что поверхность источника света- внутренняя подкладка зонта имеет большую площадь, чем скажем вспышка.

Подобного эффекта можно достичь также используя софтбокс – вспышка располагается внутри ящика, одна из стенок которого прозрачна. Эта стенка и будет являться источником мягкого рассеянного света.

Отражение из софтбокса на глянцевую поверхность подчеркнет ее форму и гладкость.

Часто именно стремясь сделать свет больше, фотографы направляют вспышку в потолок, либо в стену или в специально установленный отражатель.

В итоге это может частично изменить направление света, но главное свет становится больше(отражается от большей площади) или мягче.

Но иногда свет настолько мягок, что не имеет ясного источника или четкой направленности.

Подобное освещение схоже со светом в пасмурный день. Его можно назвать “диффузионным”.
В диффузионном освещение нет четких теней, нет глубины и оно имеет как правило мало визуального интереса.

В диффузионном свете можно снимать крупные планы или снимки, в которых как можно четче и резче нужно прописать все детали. Но получить интересные и выразительные снимки у вас вряд ли получится.

22.10.2017 hadson ← Фотографии с двойной экспозицией Что такое диафрагма и как ее использовать? →

Источник: http://www.zercalki.ru/cherno-belaya-fotografiya-napravlenie-i-kachestvo-sveta/

Свет

Что такое «качество света»?

© 2012 Vasili-photo.com

Свет – сердце фотографии. Фотоаппарат не видит изображения. Для него не существует ни линий, ни форм, ни фактуры. Плёнка или цифровой сенсор восприимчивы только к потоку фотонов большей или меньшей интенсивности, спроецированному на них объективом.

Свет намного важнее объекта съёмки, поскольку, в сущности, мы не в состоянии увидеть объект, как таковой, а видим лишь отражённый от него свет, который и позволяет нам судить о свойствах объекта. Начинающий фотограф ищет предмет для съёмки, в то время как опытный – охотится именно за светом.

Проблема в том, что как хороший (с фотографической точки зрения), так и плохой свет не всегда очевиден для неподготовленного глаза. Наш мозг проделывает невероятную работу, чтобы мы могли видеть окружающий мир при любом освещении. Люди привыкли к этому и забывают, что фотокамера устроена куда примитивнее нашего зрения, а это необходимо учитывать, планируя будущий снимок.

Колорит этой фотографии скучен и холоден. Причём его не оживить изменением баланса белого или экспокоррекцией. Голубой цвет неба и так недостаточно насыщен, а более тёплый баланс белого его совершенно обесцветит; и никакая экспокоррекция не уменьшит жёсткий контраст между небом и опушкой леса. Стоило вернуться на то же место под вечер, как свет клонящегося к закату солнца изменил сцену до неузнаваемости. Передний план потеплел, лес приобрёл объём и детализацию, а небо проявило свой нежный лазурный оттенок.

Как художник, вы должны уметь видеть свет, понимать его свойства и отчётливо представлять себе, как то или иное освещение влияет на внешний вид объекта. Свет – это тот инструмент, который вы должны использовать, чтобы ухватить взгляд зрителя и направить его сообразно вашему замыслу, приковать его к снимку и не выпускать за его пределы.

Качество и количество

Не следует путать качество света с его количеством. Плохому фотографу всегда мало света, меж тем, яркий полуденный свет это часто наискучнейший вид освещения. Не всегда, но, как правило.

Напротив, свет слабый по своей интенсивности зачастую оказывается самым сильным по своей выразительности и своему художественному потенциалу.

Общее количество света легко контролировать, варьируя экспозицию, качество же света, которое определяется его направлением, концентрацией и цветом, требует к себе гораздо более пристального внимания и вдумчивого изучения.

Свойства света

Свет может быть как направленным, так и рассеянным. Это зависит от размера источника света и от его расстояния до объекта.

Оговорюсь, что для фотографа в принципе не имеет значения, является ли свет от источника его собственным светом, или же это отражённый свет какого либо другого источника.

Солнце, луна, небо, снег, белая стена, водная гладь, электронная вспышка, хромированный бампер – это всё источники света.

Чем больше источник и чем ближе он к объекту, тем мягче свет. Чем меньше источник и чем он дальше, тем свет жёстче и контрастнее.

Если вы снимаете портрет в студии с единственной вспышкой, без отражателей – свет будет предельно жёстким: половина лица, обращённая к вспышке, будет ослепительно яркой, другая же половина растворится во мраке.

Наденьте на вспышку рассеиватель, и свет станет мягким, поскольку вы увеличили размер источника.

Отодвиньте стойку со вспышкой и рассеивателем от модели и тени станут более резкими, поскольку увеличив расстояние до источника, вы уменьшили его относительный, угловой размер.

Солнце огромно, но свет его резок, потому что колоссальное расстояние, отделяющее нас от солнца, превращает его практически в точечный источник света с угловым диаметром всего в полградуса.

Направление света

Прямой свет – это свет от источника расположенного примерно на одной линии с оптической осью объектива, поэтому такой свет называют ещё и осевым. Жёсткий прямой свет, используемый в качестве основного, даёт плоское безжизненное изображение – это последний вид освещения, который вам следует использовать.

Такой свет даёт накамерная вспышка, направленная прямо в лицо вашей жертве. Снимки, полученные подобным образом, приемлемы как репортажные или протокольные, но их художественная ценность, как правило, стремится к нулю. Тем не менее, прямой свет можно, а иногда и нужно использовать для портретов, но делать это нужно с умом.

Используйте внешнюю вспышку, расположив её над вашей головой, чтобы свет падал на модель спереди и немного сверху, а сам световой поток нужно максимально смягчить каким-нибудь модификатором – это позволит самым деликатным образом показать формы лица, скрадывая при этом фактуру и мелкие дефекты кожи.

Если сместить вспышку немного в сторону, рельеф проявится сильнее, а асимметрично расположенные тени добавят снимку динамизма.

Прямой свет может быть иногда с успехом использован для съёмки пейзажей утром или вечером, когда низкое солнце светит из-за вашей спины.

Картина может получиться несколько плоской, но в качестве компенсации вы получаете весьма низкий уровень контраста, поскольку все чёрные тени заслоняются объектами их отбрасывающими.

Ярко освещённые горы и деревья красиво выделяются на фоне более тёмного неба. Цвета предельно сочные и насыщенные.

Боковой свет при умелом использовании может быть куда выразительнее прямого. Контраст изображения существенно выше, поскольку тени от объектов становятся очевидными.

Как следствие, вы должны быть более аккуратны в выборе правильной экспозиции. Боковое освещение идеально в тех случаях, когда нужно показать рельеф и фактуру.

Песчаные дюны, снег, скалы – вот предметы, на которые следует обратить внимание в первую очередь.

Портреты, снятые в боковом свете, особенно с единственным источником, весьма драматичны, но такой свет подойдёт не для каждого лица. Смягчив освещение рассеивателем или отражателем, можно придать портрету чуть более спокойное, и даже где-то загадочное настроение.

Задний или контровый свет – это наиболее сложный вид освещения, но он же при должном опыте позволяет создавать наиболее запоминающиеся, необычные кадры, в которых свет является не только изобразительным средством, инструментом фотографа, но и становится основным действующим лицом. Контраст максимален, и редко укладывается в динамический диапазон сенсора камеры. Выбор экспозиции критичен и во многом зависит от предмета съёмки.

Снимая закат, имеет смысл экспонировать по светам, чтобы показать насыщенные цвета вечернего неба. Деталями в тенях в этом случае можно пренебречь, представив объекты переднего плана как выразительные силуэты.

Если вы снимаете портрет человека, освещённого сзади, то разумнее будет отдать предпочтение его лицу, при этом переэкспонированные света создадут красивый ореол, похожий на светящийся контур вокруг портретируемого. Вы можете также попробовать уменьшить контраст, подсветив объект спереди вспышкой или используя отражатель.

Если объект съёмки неподвижен, и сами вы не торопитесь, бывает уместным сделать несколько экспозиций, отдельно для светов и для теней, чтобы в последствие объединить их в одно изображение (HDR).

Преимущество контрового освещения очевидно при съёмке прозрачных объектов – капель росы, листьев, морозных узоров на стекле, дыма и многих других. Снимая их против света, вы можете наилучшим образом показать их лёгкость, прозрачность и выявить детали, невидимые при прямом освещении.

Немало проблем может создать источник света, присутствующий непосредственно в кадре. Если он, по вашему замыслу является неотъемлемой частью композиции, или же избавиться от него невозможно, что ж, придётся смириться с некоторым неудобством. Если источник света солнце, постарайтесь поменьше смотреть на него через оптический видоискатель – пожалейте свои глаза.

Компонуйте кадр оперативно, используйте периферическое зрение или воспользуйтесь Live View, при его наличии. Блики – это, зачастую, неизбежное зло. Их количество, цвет и интенсивность зависят от конструкции объектива, чистоты передней линзы, наличия фильтров, расположения солнца в кадре.

Поварьируйте положение камеры, и, как следствие, положение бликов на будущем снимке с тем, чтобы блики разместились либо наиболее художественным образом, превратившись из недостатка фотографии в её достоинство, либо так, чтобы облегчить их последующее, хотя бы и частичное, удаление.

Если присутствие солнца в кадре не обязательно, попробуйте спрятать его за каким-нибудь объектом. Это решит проблему бликов, а также снизит общий контраст сцены.

Часто имеет смысл использовать заднебоковое освещение, выведя солнце или другой яркий источник света за границы кадра.

Это позволит вам с большей лёгкостью спрятаться от солнца в тени, либо же использовать для борьбы с бликами бленду, бесполезную, когда солнце светит прямо в объектив.

Диагональные тени при заднебоковом освещении весьма помогают в построении сильной композиции, а кроме того вы получаете возможность разместить подсвеченный сзади объект на каком-нибудь тёмном фоне, что позволяет эффектно обрисовать его с помощью светового ореола.

Рассеянный свет – это то, что мы наблюдаем, когда небо затянуто облаками. В этом случае источником света является всё небо, и объекты оказываются освещёнными практически со всех сторон.

Контраст весьма низок, тональные переходы плавные, тем не менее, предметы сохраняют некоторый рельеф и не становятся излишне плоскими, поскольку сверху света на них падает всё же больше, чем снизу. В студии подобный свет можно смоделировать, используя большие софтбоксы или зонты, размещённые как можно ближе к объекту.

Пасмурная погода на первый взгляд не располагает к фотографии, однако же, рассеянный свет незаменим при съёмке некоторых сюжетов, где вам нужны не драматизм и динамика, а, напротив, спокойствие и умиротворённость. Речь идёт о портретах, особенно женских, когда ни вы, ни ваша модель совершенно не заинтересованы в подчёркивании каждой морщинки на коже.

Кроме того, рассеянный свет может быть более чем уместен при съёмке миниатюрных природных объектов – цветов и насекомых, а также при студийной предметной съёмке.

Не стоит забывать и про лесные сцены, где мягкий, рассеянный свет красиво выявляет формы объектов, создаёт плавную градацию светов и теней, скрадывает утомляющую глаз пестроту, делая снимок более лаконичным и уравновешенным. Низкий уровень освещённости в лесу в пасмурную погоду даёт вам возможность использовать длительные выдержки при съёмке лесных ручьёв и водопадов, превращая воду в красиво размытые струи тумана.

Закон обратных квадратов

Не лишним будет упомянуть здесь также закон обратных квадратов, с действием которого вы непременно столкнётесь. Звучит он так: интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от его источника.

Это означает, что с увеличением расстояния от источника света в два раза, освещённость какого-либо объекта упадёт вчетверо. Это много – две ступени экспозиции.

Наше зрение адаптируется к изменению освещённости, и на глаз разница в две ступени будет не слишком заметна. На фотографии же она станет очевидной.

Представьте, что три человека сидят в комнате при свете настольной лампы. Один из них находится в метре от лампы, другой – в двух метрах, а третий – в трёх. Согласно закону обратных квадратов, второй человек получит в четыре раза, а третий – в девять раз меньше света, чем первый, а, стало быть, сделать хороший групповой портрет без дополнительной подсветки будет трудновато.

Прямой солнечный свет не подпадает под закон обратных квадратов опять же в силу большого расстояния до солнца. Как бы вы не перемещали объект съёмки по поверхности нашей небольшой планеты, изменения в его расстоянии до солнца будут пренебрежимо малы.

Так какой же свет лучше?

Хороший вопрос! Лучший свет – тот, который вы понимаете и умеете использовать себе и своим снимкам на благо. Свет – это физическая основа фотографии, и он же – её художественная основа.

Учитесь видеть свет, анализировать его, сопоставлять его с вашей творческой идеей и модифицировать его в соответствии с ней, а если это невозможно, то не стесняться менять объект съёмки и даже всё ваше съёмочное расписание в соответствии с доступным светом.

Любой вид освещения в той или иной степени обладает фотографическим потенциалом, разница лишь в области, где он может быть использован удачно, да в удобстве его использования. Чем выше уровень мастерства фотографа, тем шире его творческий кругозор.

Хороший фотограф с одной стороны более разборчив в выборе оптимального освещения, а с другой – лучше справляется с трудностями, которые создаёт освещение неоптимальное.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

Вернуться к разделу “Художественные аспекты фотографии”

Перейти к полному списку статей

%network%.Присоединяйтесь и будьте в курсе! data-orientation=horizontal data-text-color=#000000 data-share-shape=rectangle data-sn-ids=..tw.ok.gp. data-share-size=40 data-background-color=#ffffff data-preview-mobile=false data-mobile-sn-ids=..tw.ok.gp. data-pid=1424918 data-counter-background-alpha=1.0 data-follow-title=Подпишитесь на новости! data-following-enable=true data-exclude-show-more=false data-selection-enable=false data-follow-=vasili.photography class=upto-buttons>

Источник: https://vasili-photo.com/articles/light.html

Индекс цветопередачи различных видов ламп (таблица)

Что такое «качество света»?

При всем разнообразии современных источников света в быту и освещении помещений лидирующими являются светодиоды и люминесцентные лампы, у них основной проблемой и темой для обсуждений является не энергосбережение, а индекс цветопередачи и качество света. Это такой параметр, который в большей мере определяет комфорт при работе под искусственным светом. В этой статье мы поговорим о том, что такое индекс цветопередачи, каким он должен быть и как измеряется.

Определение и историческая справка

Индекс цветопередачи – это величина, полученная из отношения реального цвета к видимому или кажущемуся цвету предметов. Иначе говоря, он показывает насколько цвета предметов, освещенных искусственным источником света, соответствует истине. Его обозначают как Ra или CRI, сокращенно от англ. Color Rendering Index, что в дословном переводе звучит, как «Индекс отображения цветов».

CRI – это лишь одна из методик определения цветопередачи. Она обязательна для проверки источников света всеми производителями. Это определение появилось примерно в 1960–1970 годах.

До 1974 года проверка цветопередачи осуществлялась путем сравнения набора из 8 цветов, после было добавлено еще 6 дополнительных.

В итоге при измерении индекса (коэффициента) цветопередачи используют 8 или 14 цветов, они указаны в DIN 6169.

При этом обязательная проверка заключается в сравнении первых 8 цветов спектра, сравнение 14 цветов осуществляется в случае необходимости или в специальных целях, но при расчетах индекса они не учитываются.

Измерение индекса цветопередачи

Измеряют индекс цветопередачи при разработке источников света. Для этого исследуемым источником света освещают на шаблон или поверочную таблицу, на которой нанесены стандартизированные цвета R1–R8.

Далее, специальными приборами замеряется значение цвета. Так получают информацию о том, как выглядят цвета под конкретным источником.

Следующий этап – освещение поверочного шаблона эталонным источником света и снятие показаний с приборов для определения цветов.

После полученные данные обрабатываются по методике CIE и получают отклонение полученных цветов от эталонных.

Цвета обозначаются как Ri, где i – номер цвета. Их названия:

  • R1 – увядшая роза.
  • R2 – горчичный.
  • R3 – салатовый.
  • R4 – светло-зеленый.
  • R5 – бирюзовый.
  • R6 – небесно-голубой.
  • R7 – фиолетовая астра.
  • R8 – сиреневый.

В результате получают цифру от 0 до 100. Индекс цветопередачи равный 100 имеет солнечный свет. Чем меньше полученное значение, тем хуже передаются цвета. Полученные значения можно разбить на степени, указанные в таблице ниже.

Характеристика цветопередачиСтепень цветопередачиКоэффициент цветопередачи
Очень хорошаяБолее 90
Очень хорошая80–89
Хорошая70–79
Хорошая60–69
Посредственная340–59
Плохая4Менее 39

Также иногда добавляю в оценку 9 цвет – насыщенный красный.

DIN 5035 описывает, где можно использовать лампы с определенным уровнем цветопередачи:

Степень цветопередачиГде используют
В помещениях, где требуется высокая точность цветопередачи. Это музеи, полиграфии, автопокрасочные мастерские, художественные мастерские и пр.
Школы, спортивные объекты, административные здания и промышленные объекты.
3В помещениях, где нет особых требований к цветопередаче, например, в тяжелой промышленности.
4Внутри помещений не используются, кроме натриевых ламп высокого давления (Ra=20),

В DIN EN 12464-1 определены типы помещений и требуемых индексах цветопередачи, а также СНиП 23-05-95 в приложениях в качестве рекомендаций.

Проблемы CRI и его аналоги

CRI не всегда дает точные показания, дело в том, что изначально он разрабатывался под источники света с непрерывным спектром. Речь идет о спектральном составе белого света, в нем содержится определенный набор цветов, которые в результате дают белое свечение с определенным оттенком (цветовой температурой).

Спектральный состав света – набор излучений различных длин волн (цветов) в световом потоке. По спектральному составу можно определить степень излучения того или иного цвета.

Когда источник света в своем спектральном составе содержит все видимые длины волн, тогда такой спектр называют непрерывным. Пример:

  • солнечный свет;
  • лампы накаливания;
  • галогенные лампы.

От полноты спектрального состава зависит и соответствие видимых цветов реальным. Но не все лампы излучают в полном спектре.

У люминесцентных ламп так называемый рваный спектр. Он состоит из отдельных пиков в области различных длин волн. Если вспомнить о том, что мы сказали выше, то CRI не совсем корректно отражает индекс цветопередачи таких светильников.

Справка: В 2007 году Международная комиссия по освещению отметила, что «…индекс цветопередачи, разработанный комиссией[3], обычно неприменим для прогнозирования параметров цветопередачи набора источников света, если в этот набор входят светодиоды белого цвета».

Поэтому для повышения точности измерений светового потока в 2010 году разработали методику CQS, что расшифровывается, как Colour Quality Scale, или рус. Шкала качества цвета. Но и это не дало полноценной оценки качества источников света, потому что в ней не учитывалась насыщенность и тон освещаемых предметов.

И в 2015 году появился ТМ-30-15 – это стандарт, который учитывает больше параметров, а именно, кроме шаблонов, в оценке принимают участие тон, насыщенность и встречающиеся в быту предметы.

Однако ни в одной стране, на момент написания статьи, TM-30-15 не является обязательным для выполнения, но это не мешает уважающим себя производителям проверять продукцию и таким образом.

Зачастую при проверке значения по шкалам CQS и CRI выдают примерно одинаковые результаты, однако, происходит и так, что по TM-30-15 результаты оказываются ниже нормы. Пример измерения плохой цветопередачи светодиодной лампы описан в статье от независимых экспертов:https://geektimes.com/company/lamptest/blog/285034/

Скорее всего, причиной такого результата стал люминофор, специально подобранный для прохождения обязательных тестов, но все равно не обеспечивает нормальной цветопередачи.

Индекс цветопередачи различных типов ламп

Далее мы рассмотрим типовые индексы цветопередачи разных ламп. Индекс зависит от принципа действия и конструкции, а также используемых компонентов светильника. Как уже было сказано, за эталон принимается солнечный свет.

Лампы накаливания

Классические лампы накаливания, хоть и запрещены для использования в большинстве стран по причине их низкого КПД, но они имеют приближенную к солнечному свету цветопередачу, она близка к 100. Имеют выраженный сдвиг в область теплых цветов и ИК-диапазона.

Галогенные лампы

Галогенные лампы дают больший световой поток при том же потреблении мощности, что и лампы накаливания. При этом их цветопередача приблизительно на одинаковом уровне.

Натриевые лампы

Натриевые лампочки мало используются для освещения помещений, где работают люди. Это объясняется как техническими моментами, например, гудящий дроссель, долгий розжиг, так и низким индексом цветопередачи – 40 Ra.

Натриевые лампы высокого давления, или ДНаТ используют для освещения больших площадей. Например, в уличном освещении, на фонарных столбах и прожекторах. Такое применение объясняется высоким световым потоком (150 Лм/Вт) и длительным сроком службы, более 25000 часов.

Они относятся к газоразрядным источникам света. Имеют рваный спектр, с преобладанием красно-оранжевых тонов.

Тем не менее их используют и для выращивания растений в теплицах и гидропонных системах, благодаря их спектру. Промышленностью выпускаются специальные натриевые лампы для растений, в них выражены необходимые для их роста пики в световом спектре.

ДРЛ

Дуговые ртутные лампы или ДРЛ, по сфере использования подобны ДНаТу, за исключением освещения растений. Имеют срок службы около 10000 часов и высокий световой поток в 70–95 Лм/Вт, а их индекс цветопередачи до 40 Ra. Также у них рваный спектральный состав со смещением в область синего цвета и ультрафиолета.

Люминесцентные лампы

Люминесцентные лампы трубчатого типа и компактные люминесцентные лампы имели особую популярность до выхода на рынок дешевой светодиодной продукцией.

Основным недостатком является необходимости применения пускорегулирующей аппаратуры, а также рваный спектральный состав света, обычно смещенный в область холодных цветов, но в зависимости от люминофора могут и излучать нейтральный и теплый свет.

Индекс цветопередачи люминесцентных ламп сильно зависит от состава люминофора, изменяется от 60 до 90 и более Ra.

Типовые значения:

  • для трехкомпонентного люминофора – 80Ra и более;
  • для пятикомпонентного люминофора – 90Ra.

Светодиодные лампы

Как уже было, сказано индекс цветопередачи светодиодных ламп зависит от состава люминофора, которым покрыты кристаллы светодиодов. Индекс лежит в пределах от 80 Ra, хорошим результатом является 90 Ra. Их используют в помещениях любого типа, насколько это позволяют конструктивные особенности.

Заключение

При выборе источника света нужно особое внимание уделить индексу цветопередачи, поскольку от него зависит точность восприятия цветов. Это особенно важно, если вы работаете с цветами, например, рисуете, или выбираете освещения для фотостудии. В любом случае нельзя экономить на освещении, поскольку от этого зависит здоровье ваших глаз.

Источник: https://LampaExpert.ru/osveschenie/chto-takoe-indeks-tsvetoperedachi-i-kak-on-izmeryaetsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.