Главные причины плохого контакта проводов

Содержание

Почему греются контакты и к чему это может привести

Главные причины плохого контакта проводов
В электричестве бывают две неисправности: нет контакта там, где он должен быть, и есть контакт там, где его быть не должно.

Из-за плохого качества или его полного отсутствия возникает целый ряд неприятностей: приборы не включаются, повреждаются установочные изделия и клеммы, нагреваются и плавятся корпуса приборов, происходит возгорание.

Давайте разберемся, почему возникает нагрев контактов и как избежать возникновения опасной ситуации.

Причины возникновения плохого контакта

Плохой контакт может возникать из-за плохой протяжки клемм или скрутки (между прочим, они запрещены ПУЭ), при прямом соединении алюминия с медью, от влияния окружающей среды. Все эти факторы равносильно влияют на качество контакта и его нагрев. Проблема заключается в возрастании переходного сопротивления между токоведущими частями, т.е. проводами или шинами.

Если контакты затянуты плохо сопротивление возрастает. В результате возрастания сопротивления, согласно закона Джоуля-Ленца увеличивается и количество выделяемого тепла. В результате чего металл расширяется.

Плотность контакта нарушается, а после остывания места соединения сопротивление становится еще больше.

В результате расширения проводников после их остывания до исходного состояния – ослабевает прижим клемм или плотность скрутки.

Согласно ПУЭ норма сопротивления контактов – максимально допустимая величина 0,05 Ом. Его проверяют с помощью милиомметра с высоким классом точности (не менее 0,01 Ома погрешность).

Вторая причина – ослабевание скрутки от вибраций. От механического воздействия соединение проводников может ослабевать. Контакт становится хуже, сопротивление больше, в результате мы имеем нагрев контактных соединений, который способствует ухудшению ситуации.

Третья причина – влажность. От этого окисляются проводники, а последствия получаются такими же, как и в предыдущих случаях.

Четвертая причина – безответственность при электромонтаже. Скрутку алюминия с медью допускать нельзя – эти металлы находятся далеко друг от друга в ряду напряженности. Из курса химии известно, что в этом случае в результате электролиза происходит коррозия, а она только способствует увеличению сопротивления и нагреву.

Как уже было сказано: скрутки как таковые запрещены, а прямой контакт алюминия с медью тем более. В случае болтового соединения между проводами из разных металлов нужно проложить шайбу. А еще лучше будет использовать клеммники, например популярные сейчас WAGO, для бытовой нагрузки их вполне хватает, а для монтажа освещения – они идеальны.

Чем выше сопротивление, тем больше выделяется тепла, это приводит к тому, что соединения не только окисляются, но и к тому, что на их поверхности образуется слой гари, что еще больше усугубляет ситуацию. В лучшем случае ток просто перестанет протекать через это соединение, вы получите обрыв цепи.

Примеры из практики: розетки, автоматы, рубильники

Первый случай — розетки: проблемы с розетками – это частая причина пожаров в квартирах. Нагрев контактов в розетке может произойти из-за слабой протяжки проводов при монтаже или ослабевания винтового зажима от времени. Особенно часто это происходит при монтаже розеток шлейфом, тогда особенно сильно греется первая розетка в цепи.

В такой цепи в каждую из розеток нужно подключать две пары проводов, одну приходящую и одну исходящую. Данный способ подключения, конечно, экономит количество кабеля при монтаже, но может заметно усложнить жизнь в дальнейшем, ведь вся нагрузка лежит на одной линии.

К тому же, если в один зажим подключены провода разных сечений происходит перекос прижимной пластины, а это снижает надежность электрических аппаратов. Провод с большим сечением будет зажат сильно, а с меньшим сечением – слабо, либо вообще выскочит со временем. В результате можно получить повышенный нагрев контактных соединений.

Второй случай – автоматические выключатели. Особенно актуальна проблема на автоматах, установленных на дин-рейке, которые запитаны от одного ввода через перемычки.

Вообще клеммы автоматических выключателей бывают плоские и закругленные, от этого также зависит как нагреваются соединения. Площадь контакта тем больше, чем больше клемма повторяет форму проводника.

В результате вы рано или поздно получите такую картину:

Важно! Если жилы кабеля многопроволочные, предварительно нужно надеть наконечники или залудить их припоем. Иначе зажим автоматического выключателя (да и любая другая клемма) расплющит провод, такое соединение нагревается и не отличается высокой надежностью.

Еще один случай – рубильник. Часто в рубильниках и сварочных постах используется болтовое соединение и группы предохранителей. Их использование характерно для стройки и производства, где нужно часто подключать и отключать аппаратуру. В больших электрошкафах тоже устанавливают рубильник, а потребители подключаются к шинам через предохранители.

В нижней части видны болтовые зажимы. Потребитель подключают к ним, здесь важно использовать кабельные наконечники такого типа:

Вторая проблема — ослабевание и нагрев контакта ножей, здесь нужно проверять их полное вхождение в ответную часть и обжимать, если оно нарушено.

Как измерить температуру нагрева контактов

Самый безопасный способ — использовать бесконтактные пирометры или тепловизоры. Они улавливают излучения в ИК-диапазоне. Тепло – это и есть инфракрасное излучение.

Специальная матрица тепловизора детектирует излучение в ИК диапазоне и выводит наглядное изображение на экран. Оба способа позволяют определять нагрев без отключения напряжения, что крайне важно при осмотре и диагностике высоковольтных линий. На фото видно как нагреваются элементы сети:

Главное условие надежного контакта – отсутствие нагара и окислов, соблюдение правил монтажа, использование наконечников и плотный обжим контактов. В противном случае будет возникать нагрев контактов и его потеря. Соблюдайте все описанные советы, и вы избежите проблем в будущем.

Будет полезно прочитать:

Источник: https://samelectrik.ru/pochemu-greyutsya-kontakty-i-k-chemu-eto-mozhet-privesti.html

Плохой контакт — причина пожаров!

Главные причины плохого контакта проводов

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

В сегодняшней статье я решил показать Вам на наглядном примере последствия плохого (ослабленного) контакта в розетке.

На самом деле это относится не только к розеткам, но и к абсолютно любым соединениям.

Например, соединение жил проводов в распределительной коробке, подключение автоматических выключателей, УЗО, дифавтоматов, счетчиков электрической энергии, выключателей, клемм и т.д.

Расскажу небольшую предысторию.

В небольшом помещении (пульт управления) силами подрядчиков производился монтаж электропроводки. Для управления внутренним и наружным освещением установлен двухклавишный выключатель.

Для подключения электрического обогревателя и прочих нужд оператора установлены две накладные розетки.

Распределительный щит с автоматическими выключателями установлен в этом же помещении.

Монтаж электропроводки производился открытым способом в гофрированных трубах, что полностью соответствует требованиям ПУЭ по прокладке электропроводок по горючим основаниям (ПУЭ, табл. 2.1.3).

Согласно условиям эксплуатации, в помещении были установлены накладные двойные розетки от Schneider Electric серии Рондо, имеющие степень защиты корпуса IP44.

Электромонтаж был завершен, а нас, как электротехническую лабораторию, пригласили провести приемо-сдаточные испытания. Правда по факту, в помещении уже активно пользовались, как освещением, так и розетками.

Так вот буквально за день до нашего приезда мне сообщили, что в помещении сгорела одна из розеток. Дело было так. В одну из розеток был включен тепловентилятор мощностью аж 3 (кВт). Нагрузка при этом составила порядка 15 (А).

Токоведущие части розетки рассчитаны на длительно-допустимый ток до 16 (А) включительно и ток величиной 15 (А) для нее считается, в принципе, номинальным.

По истечении буквально нескольких минут, находившийся рядом работник (оператор) почувствовал резкий запах гари, треск и нестабильную работу тепловентилятора. Долго не задумываясь, он отключил питающий автомат этой розеточной линии.

После нашего осмотра было обнаружено следующее.

При подключении розетки, работник, проводивший электромонтаж, видимо по торопился, а может просто по невнимательности, не затянул один из зажимов розетки.

У слабого не протянутого контакта значительно увеличивается переходное сопротивление и при протекании через него тока он начинает греться.

Почему же греется плохой контакт?!

Да все просто!  По сути, контакт — это обычное активное сопротивление (резистор). По известному закону Ома (U=I·R) падение напряжения на контакте, т.е. на сопротивлении, зависит от тока нагрузки в цепи и переходного сопротивления самого контакта.

Переходное сопротивление плохого контакта значительно больше, чем хорошего и качественного контакта, а значит и падение напряжения на плохом контакте будет иметь значительную величину.

Из формулы Джоуля-Ленца известно (Q=U·I·t), что выделяемое количество теплоты контакта прямо пропорционально падению напряжения на контактном соединении и протекающему через него тока.

Таким образом, чем больше падение напряжения на контакте, и чем больше величина тока, протекающего через него, тем больше он будет нагреваться.

Также не стоит и забывать о том, что чем больше нагрев (температура), тем еще больше увеличивается переходное сопротивление контакта, а значит еще больше увеличивается и падение напряжения на контакте, и, соответственно, выделяемое количество теплоты, т.е. нагрев. Вот и возникает такая цепная реакция нагрева контакта от действующих друг на друга величин: сопротивления, тока и температуры нагрева в месте контакта.

Естественно, что все это зависит и от времени воздействия, т.е. чем дольше через плохой контакт будет протекать ток, тем больше на этом месте выделится тепла.

В моем примере при протекании через ослабленный контакт тока величиной 15 (А) на нем возник нагрев, причем достаточно сильный, т.к. время от момента включения до момента выявления неисправности прошло всего несколько минут.

В итоге от нагрева расплавился пластик, изоляция подходящих проводов, заплыло гнездо розетки.

Еще немного и произошло бы короткое замыкание, и возможно даже пожар. Благо, что работник, находившийся рядом заметил и почувствовал нагрев и быстро отключил автомат.

Эксперимент

Решил я смоделировать ситуацию и подключить через ослабленный зажим этой же розетки ток порядка 15 (А). Посмотрим, как начнет нагреваться и плавиться контакт.

Уже буквально через две минуты появился запах гари и начала плавиться изоляция провода.

Чуть позже появился дым с характерным искрением и дуговым разрядом.

А спустя еще 2 минуты место плохого контакта раскалилось до красна, появились языки пламени, изоляция жилы почти полностью оплавилась и начал плавиться пластик уже самой розетки. В общем процесс пошел…

Жаль, что у меня не было при себе тепловизора, так бы я измерил температуру нагрева.

В итоге наш эксперимент, можно сказать, прошел успешно. Мне удалось показать и смоделировать ситуацию при плохом контакте в розетке, что подтверждает мои ранее сказанные выводы.

Вот еще один пример ослабленного контакта на клемме счетчика электрической энергии. Изначально нас вызвали на поиск повреждения кабеля, т.к. пропала одна из фаз, а в итоге мы увидели, что фаза пропала на счетчике из-за плохого контакта.

Вот еще последствия нагрева при плохом контакте, но уже в распределительной коробке на винтовой клемме.

В заключении хотел бы подытожить.

Плохой контакт в соединениях является не только неисправностью электропроводки, но и может запросто стать причиной воспламенения и возникновения пожара, тем более если рядом с местом нагрева находятся горючие материалы.

Поэтому будьте внимательны и не допускайте подобных ошибок. Своевременно проводите ревизию контактным соединениям и контролируйте их состояние, хотя бы внешним осмотром.

Ведь не зря же, согласно ПУЭ, все места соединений проводов должны быть доступны для осмотра и ремонта.

И не нужно прятать распределительные коробки за натяжными потолками или вовсе замуровывать места соединения проводов в стены — они должны быть доступны!

Если не хотите, чтобы крышки распределительных коробок портили интерьер, то как вариант, можно выполнить монтаж электропроводки без распределительных коробок. Данный способ безусловно имеет свои, как преимущества, так и недостатки, о которых я подробно рассказал в соответствующей статье. Переходите по ссылочке и читайте.

И еще, важным фактом является то, что при возникновении нагрева в плохом соединении аппараты защиты не сработают до тех пор, пока уже не сплавится изоляция жил и не произойдет короткое замыкание.

Кстати, в плохом контакте периодически может возникать дуговой разряд, что было отчетливо видно из эксперимента.

Для определения таких неисправностей существуют специальные устройства (УОДП — устройство определения дугового пробоя или AFDD), например, УЗМ-51МД от Меандр, реагирующие на появление в цепи последовательного дугового разряда и искрений, правда вот широкого распространения на практике они пока не нашли. А может все таки стоит присмотреться к ним!?

Для наглядности прикладываю видео проведенного эксперимента:

Дополнение. Короткое видео про нагрев ввода НН силового трансформатора КТПН из-за ослабленного контакта фазы В.

Источник: http://zametkielectrika.ru/ploxoj-kontakt-prichina-pozharov/

Почему греются контакты электрических соединений

Главные причины плохого контакта проводов

Одно из «слабых мест» любой электропроводки, в том числе электропроводки квартиры и дома, всегда были места соединений электрических проводов и мест присоединения проводов проводки с контактами установочных изделий.

Понятие «слабое место» электропроводки означает, о необходимости обратить особое внимание на них при проведении электромонтажных работ здесь. Использование при электромонтаже некачественных изделий, изделий не по назначению, отсутствие навыков электромонтажных работ, может привести к быстрому выходу из строя бытовых приборов, а также аварийным ситуациям.

Опасность тока

Электрический ток, к которому мы так привыкли, что даже о нём не думаем, на самом деле очень опасное изобретение человечества. Будучи невидимым и неосязаемым электрический ток, несет смертельную угрозу для человека и потенциальную опасность для жилища.

Опасность электрического тока проявляется не только при серьёзных аварийных ситуациях, таких как короткое замыкание или оголение токоведущих элементов проводки. Есть скрытая опасность тока, проявляющаяся в нагреве, перегреве и дальнейшем возгорании участков электропроводки, в частности в местах соединений и присоединений.

В чем опасность плохих соединений и подключений

Плохой контакт токоведущих проводов при соединении между собой и в местах подключения к устройствам приводит к нагреву мест контакта. Почему греются контакты?

Физика нагрева плохо сделанных контактов объясняется простым законом двух физиков Джоуля и Лоренца. Напомню:

Выделяемое тепло, пропорционально квадрату величины тока, сопротивлению проводника и времени протекания.

При хорошем контакте двух металлических элементов проводки, тепло выделяемое током имеет вполне конкретную величину, которая просчитывается и учитывается при выборе сечения проводников и номиналов автоматов защиты.

  Разводка электропроводки в квартире

При нарушениях контакта, на малых расстояниях такого нарушения, а проще говоря, при ослаблении контакта, сопротивление начинает увеличиваться, тепло выделяется больше, контакты начинают греться.

Нагрев контактов еще больше усиливают тепловое расширение мест соединения, как следствие контакт еще больше ослабевает. Как следствие сопротивление контакта стремится, практически к бесконечности (удельное сопротивление воздуха 1016), нагрев усиливается.

К нагреву контактов добавляется, появляющиеся, искрение контактов, которое сопровождается колоссальным выбросом тепла. Как следствие отгорание контактов, обгорание установочных изделий или как самый опасный вариант, пожар в доме.

Причины плохих контактов

Выделим несколько причин плохих контактов в электропроводке.

  • Неправильное соединение проводников.
  • Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов.
  • Некачественное установочное изделие.
  • Нарушение правил подключения.

Неправильное соединение проводников

О неправильном соединении проводников поговорим в следующей статье. Здесь замечу, что предпочтительнее использовать для соединения двух проводников специальные клемники.

Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов

Со временем, любой не поджимаемый винтовой зажим, ослабевает. Для электропроводки рекомендуемый срок подтяжки контактов в щитах 6-8 лет (ведомственная инструкция). Такой же срок можно применить к протяжке контактов в розетках и выключателях.

Избежать протяжки винтовых контактов поможет использование аппаратов и изделий с без винтовыми подключениями. Контакты у таких устройств постоянно поджимаются пружиной.

Некачественное установочное изделие

Плохое качество покупаемой розетки, выключателя, аппарата защиты может быть причиной плохого контакта подключения.

Нарушение правил подключения

Подключая розетку, выключатель, автомат защиты, нужно строго соблюдать правила подключения. Например:

  • При подключении шлейфа розеток, используйте для перемычек шлейфа, провода одинакового сечения. Это исключит перекос контакта;
  • Если необходимо подключить на контакт провода разного сечения, делайте на конце проводов кольца для подключения под контакт. Такое подключение требует покупки установочных изделий с отсутствием пожильного ввода;
  • Не подключайте больше проводов, чем предусмотрено в инструкции к устройству. Например, смотрим розетку Legrand. Сама конструкция розетки говорит, что на один контакт нельзя подключать более двух проводов (пожильный ввод).

  Групповые цепи квартиры что это

Особое внимание нужно уделить подключению автоматов и устройств защиты. Подробно об этом тут, а здесь кратко.

Если посмотреть на контакты автоматов зашиты различных производителей, то увидим, что есть плоские контакты (например, IEK), а есть полукруглые (например, ABB).

Также у двухполюсных и трехполюсных автоматов ABB есть две контактные группы, одна под гребенку, вторая под провод. О чем это говорит.

  • В автомат защиты с полукруглым контактом можно, по инструкции производителя, вставлять только один провод.
  • В автомат защиты с прямым контактом можно вставлять, как один, так и два провода.
  • Для соединения автоматов шлейфом, лучше использовать гребенки соединений.
  • Затягивать контакты на автоматах и устройствах защиты нужно с нагрузкой по инструкциям производителей. Обычно, 2,8 Н/м.

Вывод: почему греются контакты

Почему греются контакты электрических соединений можно дать ответ, от плохо сделанной затяжки и некачественного установочного изделия. Также возможен нагрев при использовании установочных изделий не подходящих в данном узле проводки. Например, установки оконечной розетки в шлейф розеток.

почему греются контакты

©Ehto.ru

Источник: https://ehto.ru/remont-elektriki/pochemu-greyutsya-kontakty-elektricheskih-soedinenij

Нагрев электрических контактов: причины и чем это грозит

Главные причины плохого контакта проводов

Электрические контакты, вне зависимости от их вида всегда являются слабым звеном любой электроцепи. С чем связан нагрев контактов под воздействием электрической энергии, и к каким последствиям он может привести, мы подробно рассмотрим в сегодняшней статье. В ней помимо описания физики процесса будет приведено много полезной информации, которая может пригодиться домашнему мастеру.

Определение и классификация контактов

В данном контексте контакт следует трактовать в качестве соединения проводников переменного или постоянного тока.

Электросистемы объединяют в себе линии передач, множество машин, аппаратов и другого оборудования, для соединения которых применяются контакты или контактные группы.

От их надежности напрямую зависит работа, как отдельных участков электрической цепи, так и всего электрохозяйства.

В зависимости от конструктивных особенностей электроконтакты принято классифицировать на следующие виды:

  • Подвижные. В их число входят коммутируемые, то есть производящие замыкание, размыкание или переключение электроцепи, например, контакты пускателя, реле (см. а на рис.1), выключателя и т.д. К данному виду также относятся скользящие контакты, в качестве примера можно привести автотрансформатор (см. b на рис.1), коллекторные машины, потенциометры и т.д.
  • Неподвижные, к таковым относятся неразъемное и разъемное соединения. В качестве примера первых можно привести сварку, пайку (см. с на рис. 1) или клепку проводников, то есть данный вид рассчитан на долгосрочную коммутацию в электрическом аппарате. Ко вторым относятся винтовые, болтовые (см. d на рис.1) соединения, а также подпружиненные зажимы. Разъемные соединения, в отличие от неразъемных, допускают возможность перекоммутации.

Рисунок 1. Различные виды контактов

Специфика электрического контакта

При соединении проводников или площадок контактной группы никогда не происходит полного электрического соприкосновения. Это связано с тем, что физически невозможно создать идеально гладкую поверхность, она всегда будет иметь шероховатости. Следовательно, контакт происходит на небольших площадях.

Поверхность медного контакта, увеличенная электронным микроскопом

Когда происходит сближение поверхностей соприкосновения, в первую очередь контакт образуется между выступающими вершинами.

Они впоследствии деформируются под воздействием физического давления и преобразуются в контактные поверхности небольшой площади.

Это приводит к тому, что в коммутируемой электроцепи образуются переходные сопротивления (принятое обозначение Rк).

Помимо этого на поверхности проводников образовывается оксидная пленка (это особенно характерно для алюминиевых контактов), которая увеличивает сопротивление контакта.

Как правило, пленки не большой толщины не оказывают влияние на контактное сопротивление, поскольку физическое усилие, приложенное к соединяемым поверхностям, разрушает пленку.

Так же возможен ее пробой (фриттинг) под воздействием электрического тока.

Толстая оксидная пленка может не разрушиться от физического усилия или приложенного напряжения, что приведет к увеличению переходного сопротивления. Именно поэтому необходима чистка контактных поверхностей.

Таким образом, можем резюмировать, что изготавливая контактирующие проводники из мягких металлов, неподверженных сильному окислению, при определенном физическом давлении на них можно добиться минимального переходного сопротивления.

Чем грозит плохое соединение?

При плохом контакте увеличивается переходное сопротивление, что приводит к нагреву проводников в месте соединения.

Физику данного процесса можно описать законом Джоуля-Ленца, формула которого имеет следующий вид: Q = I2Rкt , где Q – уровень выделяемого тепла (Дж), I – ток нагрузки, протекающий через соединение (А), Rк – сопротивление проводящего элемента (Ом), t – время, в течение которого будет протекать ток (с).

При удовлетворительном качестве контакта температура нагрева является вполне определенной, допустимой величиной, влияющей как на выбор сечения проводников, так и номинальных параметров защитных устройств. Например, для охлаждения сильноточных контактов практикуется увеличение их площади, что препятствует электрическому износу.

Если происходит нарушение контактного нажатия (ослабление соединения), то происходит резкое увеличение сопротивления, что вызывает повышенный нагрев контакта. Это приводит к тепловому расширению проводника и контактной площадки и дальнейшему ослабеванию соединения.

В результате сопротивление проводника в контактных соединениях начинает повышаться до бесконечности, образуются токи плавления вызывающие отгорание или сваривание контактных пар.

Процесс нагрева и сваривания может сопровождаться образованием электрической дуги или искрения, что может привести к возникновению пожара.

Пример плохого контакта

Что может стать причиной плохого соединения?

Приведем в качестве примера типовые причины, которые могут вызвать переходные процессы в неподвижных и подвижных контактах:

  • Нарушение правил соединения проводов.
  • Ослабления контактов.
  • Воздействие ударных токов КЗ.
  • Неудовлетворительное качество установочных изделий.
  • Игнорирование норм и требований к подключению.

Предлагаем подробно рассмотреть каждый из перечисленных пунктов.

Нарушение правил соединения проводов

Это классическая причина, распространенная при монтаже бытовой проводки. Характерный пример соединение проводов «холодной» скруткой. В таких случаях велика вероятность окисления контактных соединений, и как следствие: увеличение сопротивления, падение напряжения на контактах, нагрев вплоть до температуры плавления проводов, короткое замыкание и т.д.

Холодная скрутка проводов недопустима

Напомним, ПУЭ допускает следующие виды соединений проводов, а именно: опрессовка, сварка, пайка и сжим (болтовой, винтовой, пружинный и т.д.). В Правилах «холодная» скрутка даже не рассматривается, в качестве способа соединения проводов, кто не верит, может ознакомиться с пунктом 2.1.21 ПУЭ 7-го издания.

Ослабления контактов

Как бы надежен не был винтовой или болтовой зажим, но в процессе эксплуатации он ослабевает. Причем у алюминиевых контактов этот процесс происходит значительно быстрее, чем у медных. Почему так происходит было подробно описано в статье, посвященной использованию в электропроводке кабелей с алюминиевыми жилами.

Чтобы не допустить разрушения контактов вследствие их ослабления, следует регулярно подтягивать их. Например, подтяжку медных проводов, подключенных к автоматическим выключателям в электрощитах, рекомендуется делать не реже, чем в 5-6 лет. Для выключателей и розеток можно выбрать такой же временной интервал.

Чтобы не утруждать себя процедурой подтяжки соединений, можно использовать безвинтовые (подпружиненные) контактные группы, например, клеммники Wago.

Клеммники Wago

Неудовлетворительное качество установочных изделий

Приобретая недорогие электротехнические изделия, изготовленные в Поднебесной, нужно быть готовым к тому, что качество розеток, выключателей, а также другого оборудования, окажется недостаточного уровня.

Пора привыкнуть платить за качественный товар соответствующую цену. Нередко бывает, когда под видом брендовой продукции недобропорядочные продавцы пытаются «подсунуть» откровенный контрафакт.

Чтобы не быть обманутым, рекомендуем проверять сертификат качества.

Воздействие ударных токов КЗ

Помимо допустимых (номинальных) токов, протекающих через соединение, возможен импульсный нагрев контакта, при аварийном режиме работы электросети.

Под таковым подразумевается КЗ, приводящее к нагреву сильноточных соединений под воздействием импульсных ударных токов. Их величина существенно превышает рабочие токи, что приводит к резкому повышению температуры контакта.

Учитывая случайную природу этого явления, устанавливается специальная защита от прохождения ударного тока.

Игнорирование норм и требований к подключению

В большинстве случаев это происходит вследствие отсутствия опыта и профессиональных знаний. Перечислим основные моменты, позволяющие избежать типовых ошибок:

  • Подключая группу розеток, следует использовать перемычки с одинаковым сечением, чтобы не перекосился контактный зажим.
  • При необходимости подвода к клеммнику проводов с разным сечением жил, следует произвести опрессовку проводов, установив на них оконечники одного диаметра или свернуть концы жил в кольцо. В последнем случае следует выбрать установочные изделия с обычным, а не пожильным вводом.
  • Не следует подводить к контактам большее число проводников, чем предусмотрено конструкцией. Например, во многих брендовых изделиях реализован пожильный ввод, допускающий подключение только двух проводников.
  • Важно произвести правильное подключение автоматических выключателей, УЗО и диффавтоматов, а также правильно установить гребенку, если таковая используется. Как это сделать, подробно описано в серии статей на нашем сайте.

Источник: https://www.asutpp.ru/nagrev-elektricheskih-kontaktov-prichiny-i-posledstviya.html

Основные неисправности проводки

Главные причины плохого контакта проводов

» Электропроводка » Монтаж электропроводки » Основные неисправности проводки

В результате возникновения неисправности электропроводки может возникнуть пожар или поражение электрическим током. Чтобы избежать эти две ситуации, нужно знать, как найти основные неисправности проводки.

В этой статье мы рассказали все факторы, которые могут повлиять на основные неисправности проводки.

Причины возникновения аварийных ситуаций

Самая основная причина неисправности электрики – желание сэкономить на материалах, потому что так вы потратите меньше денег. Дешевые материалы в дальнейшем могут привести к неисправности проводки и пожару.

Второй причиной является старая проводка.  Замену старой проводки в квартире люди осуществляют раз 15-20 лет, а бывает даже и намного позже.  За это время изоляция кабелей разрушается, соединения в распределительных коробках ослабевают.

В результате этого может пропадать свет. Сейчас, когда появились мощные электроплиты и котлы, сечение жил должно быть не меньше, чем 4 мм.кв. В связи с этим старая проводка не способна выдержать такие токовые нагрузки.

Если вам будет интересно, тогда можете прочесть про разметку электропроводки в доме.

Третьей причиной является неправильный электромонтаж. Даже если вы недавно сделали электропроводку в своем доме или квартире, она уже может быть неисправной. Мастер мог вам сделать неправильные соединения проводов  или при монтаже могла быть повреждена изоляция проводника. В результат произойдет утечка тока, из строя выйдет бытовая техника.

Также еще одной причиной может стать неправильная эксплуатация.  Например, выдергивание вилки из розетки влечет за собой ситуацию, когда розетка выпадает из стены. Может произойти при вбивании гвоздя в стену повреждение кабеля.

К причинам неисправности можно еще отнести затопление квартиры, выход из строя бытовой техники. При необходимости вы можете прочесть про монтаж проводки под натяжным потолком.

Вот какие бывают неисправности электропроводки в квартире и доме:

  1. Повреждение изоляции. В результате этого, возникнет утечка тока, и если у вас нет УЗО в щитке, то поражения током не избежать. Устранить такую поломку можно с помощью восстановления целостности изоляции или же просто заменить поврежденный участок.
  2. Повреждение токоведущей жилы. Оно может произойти в результате неаккуратного монтажа или ремонтных работ. Алюминиевые жилы очень хрупкие , поэтому скручивать их винтовым зажимом нужно  максимально аккуратно, потому что если они переломаются, пропадет питание.
  3. Из-за неправильно подобранного сечения жил или плохого контакта в скрутках может возникнуть оплавление изоляции. Такая неисправность может привести к пожару в доме или квартире. Устранить такую неисправность можно заменой кабеля на более мощный.
  4. Выход из строя бытовой техники. Если ваши электроприборы бьются током или слышен запах гари, значит, из строя вышла бытовая техника. В таком случае может произойти удар током или возгорание электропроводки.
  5. Плохой контакт в местах подключения проводов к автоматам, розеткам или же плохой контакт в скрутках. В таком случае возникает нагрев жил, оплавление изоляции. И вследствие этого возникает возгорание электропроводки. Устранить неисправность можно подтягиванием зажимов или периодической проверкой всех соединений.
  6. Выход из строя выключателей и розеток. В среднем у электрического изделия срок службы не превышает 10 лет. Если розетка старая, то при подключении вилки может возникнуть перегрев, из-за которого происходит пожар. Если происходит изнашивание выключателя, то он просто перестает работать.
  7. Обгорание нулевого провода в щитке. Это самая опасная неисправность электропроводки. Вследствие нее может возникнуть опасность поражения человека током. Устранить такую поломку можно только восстановлением контакта, а предотвратить опасность можно, установив реле контроля напряжения.

Меры предотвращения опасности

Установите в щитке специальные защитные устройства. Например, УЗО может предотвратить утечку тока в квартире. А установив автоматический выключатель, вы предотвратите короткое замыкание.

Хотя бы раз в год делайте ревизию электропроводки. С помощью этой ревизии вы сможете найти плохой контакт или перегрев токоведущих жил. Если у вас присутствуют основные признаки проблемы с электрикой – трески, запах гари, немедленно переходите к поиску поломки.

Во время ремонта соблюдайте технику безопасности.  Например, перед тем как повесить телевизор на стену, определите, где находится скрытая проводка, чтобы случайно не попасть в нее при сверлении.

Вот мы и рассмотрели все возможные неисправности электропроводки в квартире или доме. Надеемся, что наша информация была полезной и понятной для вас!

Источник: http://vse-elektrichestvo.ru/elektroprovodka/montazh-elektroprovodki/osnovnye-neispravnosti-provodki.html

Как самому проверить высоковольтные бронепровода зажигания

Главные причины плохого контакта проводов

Высоковольтные автомобильные бронепровода являются достаточно простым элементом системы зажигания. При этом высоковольтный провод выполняет важнейшую функцию в работе указанной системы.

При помощи высоковольтных автомобильных проводов от катушки зажигания происходит передача электрического тока на свечи зажигания для образования искры и своевременного воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое разминусовка двигателя. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах установки дополнительной «массы», а также о различных особенностях и нюансах в процессе реализации указанной задачи.

От качества работы высоковольтных проводов напрямую зависит эффективность воспламенения смеси, что означает стабильность работы двигателя на разных режимах.

Неисправность высоковольтного провода зажигания или нескольких проводов может привести к троению мотора, повышенному расходу топлива, потере мощности и т.д.

Простота устройства и место расположения автомобильных бронепроводов позволяет точно и быстро осуществить их самостоятельную проверку своими руками.

Распространенные неисправности высоковольтных бронепроводов

Выход из строя высоковольтного провода сопровождается симптомами, которые аналогичны сбоям во время работы свечи зажигания.

Зачастую двигатель начинает работать неустойчиво, дергается при нажатии на педаль газа, троит на холостых оборотах.

Электрический ток может совсем не подаваться на свечу или же доходить до свечи зажигания не полностью. Во втором случае обычно имеет место пробой высоковольтного провода зажигания.

Если бронепровод зажигания пробило, тогда двигатель начинает работать с заметными перебоями. Главными причинами выхода из строя высоковольтных автомобильных проводов являются:

  • неисправности контактов высоковольтного провода в месте соединения со свечей зажигания или катушкой зажигания;
  • повреждена токопроводящая жила провода для подачи импульса;
  • разрушение изоляции высоковольтного автомобильного провода зажигания, что приводит к пробою тока и утечкам;
  • повышенное сопротивление высоковольтных бронепроводов;

В том случае, если произошел разрыв основной жилы, тогда внутри высоковольтного провода образуется искра в месте такого разрыва.

Образование электрического разряда между двумя концами разорванного под изоляцией высоковольтного бронепровода  приводит к падению напряжения, вызывает нежелательный электромагнитный импульс.

Такой импульс оказывает негативное воздействие на автомобильные датчики  электронной системы управления двигателем (ЭСУД), правильность их показаний нарушается.

В результате именно поврежденный высоковольтный провод вызывает вибрации и сбои в работе ДВС, так как воспламенение в цилиндре осуществляется несвоевременно, с пропусками и задержками. Нарушается синхронная работа цилиндров, двигатель начинает троить и вибрировать на холостых, а также под нагрузкой.

В некоторых случаях, когда цилиндр полностью не работает, может заметно увеличиваться расход топлива и меняется цвет выхлопа. Так происходит по причине попадания в систему выпуска несгоревшего топлива из камеры сгорания.

Самостоятельная проверка автомобильных высоковольтных свечных проводов системы зажигания

Начинать диагностику необходимо с внешнего осмотра высоковольтных проводов. При таком наружном осмотре не допускается наличие заметных дефектов в виде трещин, переломов и т.д.

  1. Самым простым способом проверки является использование заведомо исправного запасного провода зажигания. Необходимо провести поочередное отключение каждого бронепровода, заменяя его запасным. Стабилизация работы двигателя после замены одного из проводов укажет на неисправный элемент.
  2. Для выявления возможного пробоя бронепровода зажигания необходимо дождаться темного времени суток. С наступлением темноты потребуется открыть капот и запустить мотор. Если имеется пробой, тогда в процессе работы двигателя становится хорошо заметной электрическая искра на поврежденном высоковольтном проводе.
  3. Также проверку высоковольтных автомобильных проводов зажигания можно осуществить посредством использования дополнительного изолированного провода. Для проверки концы такого провода зачищаются (оголяются). Затем один конец замыкается на «массу», а вторым концом следует провести по самому высоковольтному проводу, местам соединений, изгибам, колпачкам и т.д. Если в определенном месте есть пробой, тогда между областью пробоя и концом провода-тестера появится электрическая искра.
  4. Проверка сопротивления высоковольтных автомобильных проводов осуществляется при помощи мультиметра. Для проверки мультиметр необходимо перевести в режим работы в качестве омметра. Следующим шагом становится снятие провода со свечи зажигания на первом цилиндре, после чего указанный провод также отключается от катушки зажигания. Затем контакты мультиметра подсоединяются к концам провода, после чего производится оценка полученных данных.

Исправные провода зажигания должны иметь показатель сопротивления, который  находится в рамках от 3.5 до 10 кОм. Такая разбежность будет зависеть от конкретного типа высоковольтных проводов, установленных на автомобиле. Справочная информация касательно сопротивления тех или иных бронепроводов зажигания обычно наносится сверху на изоляцию.

Аналогичным способом следует проверить остальные высоковольтные провода зажигания. Следует учитывать, что разброс по показаниям между всеми проводами не должен быть выше 2-х или максимум 4-х кОм. Превышение данного порога укажет на необходимость замены высоковольтных автомобильных проводов зажигания.

https://www.youtube.com/watch?v=zeRAuG0uEns

Следует добавить, что в случае обнаружения неисправного провода замена только одного дефектного элемента не рекомендуется, так как является временной мерой. Высоковольтные бронепровода зажигания в автомобиле оптимально менять комплектом.

Такой подход позволяет обеспечить наиболее эффективную работу системы зажигания и ровную работу двигателя на всех режимах.

По этой же причине крайне не рекомендуется осуществлять ремонт высоковольтных проводов для дальнейшей эксплуатации без замены.

Источник: http://KrutiMotor.ru/kak-proverit-vysokovoltnye-provoda-zazhiganiya/

Как проверить высоковольтные провода на авто

Главные причины плохого контакта проводов

Роль высоковольтных проводов (ВВ) в системе зажигания автомобиля переоценить сложно: именно они «доставляют» напряжение от катушки или специального модуля к свечам.

Стабильная работа двигателя, его пуск, воспламенение рабочей смеси невозможно без полностью исправных ВВ.

Какие неисправности с ними случаются чаще всего, как проверить высоковольтные провода на авто, когда нужна их замена – об этом речь пойдет ниже.

Устройство и предназначение ВВ

Конструкция этих элементов системы зажигания несложная: внутри изоляционного слоя располагается токопроводящий многожильный провод, с двух сторон заканчивающийся металлическими наконечниками, защищенными пластиковыми или прорезиненными колпачками. Все составляющие ВВ выполняют свои функции:

  • расположенный внутри провод обеспечивает прохождение высокого напряжения на свечи, что обеспечивает воспламенение топливно-воздушной смеси;
  • изоляция минимизирует утечки тока, предотвращает его попадание на другие части двигателя, обеспечивает нормальную работу ВВ при температурных перепадах, защищает токопроводящую жилу от попадания на нее влаги и агрессивных веществ;
  • задача металлических наконечников – обеспечение надежного контакта с электродами свечей и катушкой зажигания;
  • колпачки (силиконовые, эбонитовые, резиновые или пластиковые) защищают контакты от внешнего негативного воздействия – пыли, грязи, а также играют роль подавителя помех (при наличии специального резистора).

Многожильный внутренний провод может быть выполнен в нескольких вариантах:

  • из хлопчатобумажной пряжи, обработанной сажевым раствором (в ряде случаев сверху ее усиливают капроновой оплеткой);
  • из полимеров с пропущенной внутри упрочняющей нитью;
  • из стекловолокна, обработанного графитовой посыпкой.

Для изготовления изоляции применяют различные типы пластмасс (чаще всего ПВХ), резину, силикон и их комбинации. Иногда снаружи провода оборачивают х/б, капроновой или полимерной оплеткой.

Несмотря на простое устройство, свечные провода играют важную роль в обеспечении бесперебойной работы двигателя машины и его пуске.

Благодаря им от катушки зажигания к свечам поступает высокое напряжение, образующее искру, которая в нужные моменты воспламеняет горючую смесь.

Поэтому любая нарушение целостности ВВ или их дефект (если изделие новое) ведет к неэффективной работе мотора и представляет опасность для бортовой электроники.

Признаки неисправности высоковольтных проводов

Симптомы, проявляющиеся при плохой работе ВВ, напоминают сбои двигателя при ненормальном функционировании свечей зажигания.

Если изоляция высоковольтного провода (хотя бы одного) нарушена, то двигатель плохо заводится, дергается при движении на малых оборотах (иногда даже глохнет), при нажатии на педаль акселератора плохо набирает обороты, общая работоспособность силового агрегата падает. Еще один признак – перерасход горючего.

Это связано с тем, что топливо, предназначенное для цилиндров двигателя, не получает импульса зажигания, сгорает не полностью и «вылетает» в глушитель. С этим связано высокое содержание углеводорода в выхлопных газах, что отрицательно влияет на окружающую экологию.

Также стоит отметить негативное влияние неисправных высоковольтных проводов на электронику машины и радио (оно будет работать с помехами).

Датчики станут давать неправильные показания, из-за этого электронный блок управления (ЭБУ) станет направлять в системы управления двигателем неверные команды: его синхронная работа нарушится, бортовой компьютер будет показывать ошибки по пропускам зажигания.

  И последний момент: запах озона в подкапотном пространстве свидетельствует о том, что произошел пробой высоковольтного провода (одного или нескольких).

Виды повреждений и причины их возникновения

Один из наиболее распространенных изъянов возникает, когда токопроводящая жила сломана, т. е., произошел ее разрыв. Обычно он находится там, где металлические наконечники ВВ контактируют с катушкой, либо в местах соединения со свечей.

В результате в проблемной зоне образуется ненужная искра – электрический разряд, создающий паразитный электромагнитный импульс и снижающий напряжение. Именно он является виновником сбоев в работе электроники автомобиля: датчиков и ЭБУ.

Основные причины повреждения провода:

  • неаккуратное обращение с ВВ при сильном морозе (кабели становятся жесткими и легко могут сломаться);
  • слишком частое снятие и установка высоковольтных проводов, особенно, если они невысокого качества.

Еще одна часто встречающаяся неисправность – разрыв (полный или частичный) электрической цепи. В итоге на электрод подается недостаточное напряжение, либо оно отсутствует вовсе. Это можно определить по нагару свечи, который будет черным и влажным. Другие причины и неисправности:

  1. Утечка электроэнергии обычно связана с загрязненной катушкой зажигания, крышкой распределителя (модулем), а также сломанными колпачками, которые в этом случае теряют свои диэлектрические свойства.
  2. Отсутствие достаточного напряжения может быть обусловлено тепловым повреждением свечных колпачков, расположенных ближе других элементов зажигания к горячему мотору. Однако такая причина неисправности ВВ обычно вызывается их низким качеством.
  3. Ухудшение электрического контакта может произойти из-за постоянной вибрации двигателя, в итоге которой соединительные места разбалтываются.
  4. Длительный эксплуатационный срок влияет на состояние изоляционного слоя, который постепенно растрескивается из-за высокой температуры, паров масла, бензина, антифриза и перестает выполнять свою главную функцию – не допускать утечки тока. Повредиться изоляция может и из-за превышения максимально допустимого уровня напряжения, выдаваемого катушкой зажигания (если пробивается ее первичная обмотка). Когда трещины достигают токопроводящей жилы, происходит пробой на «массу» в результате чего высоковольтный импульс до свечи не доходит.

Проверка высоковольтных проводов зажигания

Чтобы убедиться в стопроцентной работоспособности системы зажигания, необходимо знать, как проверить высоковольтные провода на автомобиле. Это можно сделать визуально, с помощью отрезка провода или посредством прибора мультиметра. Каждый из способов стоит рассмотреть подробнее.

  1. Внешний осмотр. Проводить его требуется в помещении с приглушенным светом. Для этого откройте капот автомобиля и пустите двигатель. Внимательно осмотрите в темноте провода: если по ним или в местах соединений с катушкой, распределителем (модулем), свечами проскакивает искра, то ВВ необходимо заменить.
  2. Использование отрезка провода. Очистите оба его конца от изоляции. Один из них надежно прикрепите к «массе» машины. Далее затемните гараж и заведите мотор. Вторым концом провода осторожно проведите вдоль каждого высоковольтного провода. Наличие искры свидетельствует о необходимости покупки новых ВВ.

Использование мультиметра

Это наиболее сложный, но и точный метод, позволяющий проверить работоспособность высоковольтных проводов, поэтому его необходимо рассмотреть отдельно. Чтобы правильно работать с тестером, сначала его нужно подготовить:

  • переключите прибор в режим измерения сопротивления (омметр);
  • вытащите один из ВВ, отсоединив его от модуля зажигания (распределителя) и свечи цилиндра;
  • подсоедините щупы мультиметрак концам провода и оцените показания тестера.

Технические параметры, в т. ч. и сопротивление должны быть указаны на изоляции высоковольтного провода. Если он полностью исправен, значение будет находиться в диапазоне 3,5-10 кОм (параметр зависит от компании-производителя). Если показания больше или меньше этих границ, то провод нужно заменить.

Стоит отметить, что сопротивление каждого кабеля будет отличаться, что связано с его длиной. Рекомендуется бронепровода зажигания устанавливать комплектом. Ниже представлены данные ВВ наиболее известных фирм:

  • Cargen: сопротивление около 9 кОм.
  • Tesla: 6 кОм.
  • Slon: 4 кОм для провода первого цилиндра, с постепенным возрастанием до 7 кОм для последнего.

Ремонт высоковольтных проводов

Лучший вариант – приобретение нового комплекта ВВ.

Но что делать, если неисправность случилась в пути, и рядом нет ни магазинов, ни автосервисов? Если видно, что повреждена изоляция, то дефектное место можно замотать изолентой, чтобы не было пробоев на «массу».

Проблема может крыться и в наконечнике: его необходимо плотнее обжать вокруг автомобильного провода зажигания. Но в любом случае ремонт высоковольтных проводов —  временная мера: поход в магазин неизбежен.

Источник: https://djago.ru/sistema-zazhiganiya/vysokovoltnye-provoda-zazhiganiya-sposoby-proverki-vidy-neispravnostey-i-remont/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.