Музыка с расстановкой

Всему свое место: панорамирование инструментов во время сведения музыки • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Музыка с расстановкой

Часто ли вы, слушая коммерческие записи, удивлялись тому, как звукорежиссеры ловко подружили всех участников микса? Задумывались ли вы о том, как звукорежиссеры добиваются четкого звучания каждого инструмента и извлеченных им звуков? Несмотря на то, что во время сведения плагины играют одну из важнейших ролей, ясность и различимость микса создается намного раньше. Разборчивость звучания создается еще до активации первого плагина за счет правильного расположения инструментов в песне с помощью регуляторов панорамы.

Редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как делать панорамирование инструментов во время сведения, какие способы расположения инструментов существуют и чем может быть полезна панограмма.

Во многом именно панорамирование становится залогом качественного саунда любого трека. Послушайте трек Oingo Boingo «Dead Man’s Party» — песня сведена Дэнни Элфманом и Стивом Бартеком так, что множественные слои синтезаторов, перкуссии, духовых и объемный вокал не мешают друг другу и при этом не теряются в миксе.

Несмотря на то, что такой плотный микс требовал многочисленных обработок различными студийными инструментами, его ясность звучания создана еще раньше.

Добиться такой сочной, чистой и яркой картины помогли простейшие операции — правильное панорамирование инструментов и аккуратная настройка уровней.

Эквалайзеры, компрессоры и другие супернавороченные процессоры лишь отполировали и без того отличное звучание.

Как слышит человек

Чтобы прокачать навыки панорамирования инструментов, нужно понять, как люди слышат звуки. У каждого из нас есть левое и правое ухо, воспринимающие звуковые волны вокруг себя. Слуховой аппарат человека улавливает сигналы в радиусе 360 градусов и передает мозгу информацию о том, откуда, как, когда и какой именно звук поступил в нашу сторону.

Мозг воспринимает информацию от каждого уха независимо, при этом каждое ухо сообщает мозгу не только о звуках со своей стороны, но и о сигналах, поступивших на противоположный орган слуха. Несмотря на точность данных, мозг пытается предугадать сигналы: так, например, мозг ожидает услышать очень низкие звуки где-то далеко слева, а высокие — далеко справа.

Определяем как панорамировать дорожки

Существует два способа расположения инструментов в миксе:

  • С позиции исполнителя;
  • С позиции слушателя.

Представьте, что вы играете на рояле. Когда вы извлекаете низкие ноты, их звучание становится громче с левой стороны, в то время как высокие звуки отчетливее слышатся с правой. Чем ниже становится звук, тем громче и дальше он слышен слева, чем выше — справа.

Панорамируя низкие звуки левее, а высокие правее, мы даем слушателю почувствовать себя сидящим за реальным инструментом. Для большего эффекта запись фортепиано обычно делают с помощью двух микрофонов с минимальным расстоянием между ними.

Такое положение имитирует расположение человеческих органов слуха, делает звучание инструмента более реальным, естественным и осязаемым.

Для примера послушайте трек Тори Эймос «Happy Phantom» с альбома 1991 года Little Earthquakes: звукорежиссер расположил микрофоны на близком расстоянии, а также учел местоположение низких и высоких звуков.

Тем не менее панорамирование с позиции исполнителя сработает только для студийной записи. Аудитория фортепианного концерта слышит инструмент иначе. Зачастую во время концертов фортепиано или рояль поворачивают перпендикулярно слушателям, из-за чего инструмент звучит как бы из центра зала, без явного панорамирования низких и высоких звуков.

Когда мы говорим о позиции исполнителя, то подразумеваем вокалиста — музыканта в центре коллектива.

Несмотря на расположение доносящегося до слушателя сигнала, звучание инструмента не является монофоническим — естественная реверберация доделывает все необходимое и располагает звуки в пространстве должным образом.

Такой подход к расположению инструментов во время сведения называют панорамированием с перспективы слушателя.

В качестве примера подобного подхода к расположению можно привести запись исполнения Эмилем Пандолфи Фантазии-экспромта № 66 Фредерика Шопена.

ВНИМАНИЕ!

Для дальнейшего разбора панорамирования понадобятся студийные мониторы или хорошая пара наушников. В случае с мониторами, сядьте ровно по центру.

Если у вас нет мониторов или вы только собираетесь их купить, изучите наш гид по выбору студийных мониторов.

Представьте, что вы пришли на концерт AC/DC (с Экселем Роузом, как это не печально) и заняли свое место в зале. Во время выступления в левом ухе хорошо различима гитара Стиви Янга, в правом — Ангуса. Очевидно, что такой эффект достигнут расположением аппаратуры и музыкантов с одной из сторон сцены: один из гитаристов стоит слева, второй — справа.

Тем не менее, если послушать любой альбом AC/DC, заметно, что инструменты в миксе расположены так же, как и на концерте.

За счет того, что звукорежиссеры при сведении использовали панорамирование инструментов с позиции слушателя, записи австралийской группы позволяют меломанам всегда чувствовать себя участниками концерта AC/DC.

Сравните звучание концертной и студийной записи песни «For Those About To Rock (We Salute You)» — расположение инструментов идентично.

Ритм-гитара Ангуса Янга в начале песни панорамирована в правый канал. Позже вступивший Малкольм Янг звучит в левом канале. Бас, вокал и гитарное соло расположены строго по центру. Барабанщик Фил Радд, играющий на записи, — правша, поэтому каждая дорожка ударных панорамируется в направлении справа налево. Бэк-вокал в припеве располагается достаточно широко, спанорамированный влево и вправо.

Если перенести настройки панорамирования в DAW, то у нас получится что-то вроде этого:

Панорамирование в песне AC/DC «For Those About To Rock (We Salute You)».

Дорожки бас-бочки (Kick) и рабочего барабана (Snare) находятся в центре микса.

Подвесной том (Т1) спанорамирован вправо, первый напольный том (Т2) смещен немного влево, второй (Т3) — направлен еще левее. Хай-хэт подвинут слегка вправо, райд — влево.

Два оверхед-трека спанорамированы строго влево и вправо для более широкого и объемного звучания ударных в миксе.

Бас занял место в центре микса, гитара Малкольма Янга гитара Малкольма Янга (GTR-L) в левой стороне, гитара Ангуса Янга (GTR-R) — в правой. Партия соло-гитары (Guitar Solo) — строго по центру. Основной вокал также в центре, бэк-вокал широко разведен по левую и правые стороны (дорожки BU Vox-L и BU Vox-R).

Схема расположения инструментов в миксе AC/DC «For Those About To Rock (We Salute You)».
Такое панорамирование микса достаточно точно повторяет расположение музыкантов и вспомогательного состава на сцене. При прослушивании подобные настройки дадут слушателям ощущение присутствия на концерте группы.

Панорамировать музыку с позиции слушателя проще, достаточно представить какую-нибудь группу на сцене и спроецировать картину на собственный проект. Тем не менее использовать этот способ получается не всегда: порой панорамирование со слушательской перспективы может приводить к неприятным столкновениям частот сигналов различных инструментов.

Помимо этого, положение слушателя может сделать звучание инструментов недостаточно разделенным между собой. Если в одной из частей сцены рядом стоят два близких по тембру инструмента (например, электрогитара и электроорган), их сигналы будут непроизвольно смешиваться, образуя кашу в миксе. Чтобы избежать этого, в насыщенном миксе нужно панорамировать дорожки с позиции исполнителя.

Панорамирование с перспективы исполнителя

Отличный пример сведения микса с большим количеством инструментов — уже упомянутая песня Oingo Boingo «Dead Man’s Party». Так как в аранжировке присутствуют десятки участников, свести песню с перспективы слушателя было попросту невозможно. Панорамирование «Dead Man’s Party» в DAW выглядит примерно так:

Панорамирование в песне Oingo Boingo «Dead Man’s Party».

Первое, что мы слышим — гитарное вступление, за которым в миксе появляется перкуссия: что-то напоминающее там-там и агого спанорамированы строго влево. Два гитарных трека разведены влево и вправо.

Основная вокальная дорожка размещена в центре, как и электронный бас. В треке присутствует синтезаторная мелодика, сдвинутая слегка вправо для отделения электронного баса и мелодии из-за схожего частотного диапазона самих синтезаторов.

Чтобы перкуссия и ударные не мешали друг другу и были разделены в миксе, акустические и сэмплированные барабаны спанорамированы с позиции слушателя. Бас-бочка и рабочий барабан живут по центру, в то время как остальные участники установки смещены в правую сторону.

Слева слышен бэк-вокал в среднем частотном диапазоне, справа — более низкий бэк. В аранжировке очень много бэк-вокальный линий, аккуратно размещенных на панораме.

Одни дорожки смещаются сильнее влево, другие сильнее вправо, но голоса не мешают друг другу и прекрасно различимы в миксе.

Что касается духовой секции, то здесь все достаточно просто: баритон-саксофон отправлен немного влево, тенор-саксофон — в центре, труба смещена в правую сторону.

Схема расположения инструментов в миксе Oingo Boingo «Dead Man’s Party».

Качественное звучание «Dead Man’s Party» создано задолго до того, как звукорежиссер включил первый компрессор или эквалайзер. Залог успеха микса в грамотном панорамировании: каждому участнику нашлось свое место, в котором он не пересекается с другими инструментами и никому не мешает.

Панограмма

Чем насыщеннее аранжировка и чем больше инструментов в миксе, тем внимательнее нужно подходить к панорамированию. Выбор способа расположения зависит только от инструментального наполнения песни.

Даже если вы никогда не играли с реальным коллективом, панорамирование инструментов обоими способами не составит труда, если держать перед глазами картину расстановки музыкантов на сцене или в студии.

Чтобы ничего не забыть, пользуйтесь панограммой — специальной схемой расположения инструментов в миксе. С ее помощью вы будете всегда видеть, кто и где находится. Нарисовать панограмму можно самостоятельно: возьмите лист бумаги, отметьте по бокам левый и правый каналы, а между ними нарисуйте все инструменты, их размер и взаимоотношения между собой.

С первого раза нарисовать панограмму скорее всего не получится. Прежде чем расписывать собственный микс, потренируйтесь в составлении панограммы на коммерческих записях. Для понимания принципов построения схемы расположения инструментов хорошо подойдут треки Эми Уайнхаус, The Beatles и Iron & Wine.

Amy Winehouse — You Know I’m No Good

Теплота и плотность ударных и баса в этом миксе напоминают о звучании соула с лейбла Motown. Обратите внимание на отношения инструментов в песне — весь микс собран в центре, где расположились ударные (записаны методом Глина Джонса), бас и вокал.

Панограмма микса песни Эми Уайнхаус «You Know I’m No Good»

Ход с объединением в центре ритм-секции и вокала прост и даже банален, но именно благодаря ему песня звучит так ярко — бит, басовая линия и вокальная партия запоминаются и узнают я моментально.

Iron & Wine — Upward Over The Mountain

Мощный пробивной микс — это круто, хотя и не всегда необходимо. Яркий пример тому — песня Iron & Wine «Upward Over The Mountain». Необычное сведение трека отсылает к фолковым лоу-фай моно миксам, встроенным вокруг вокала.

Панограмма Iron & Wine «Upward Over The Mountain»

Благодаря центрированному расположению инструментов создается специфическое узкое и мрачное звучание. Песня была записана в домашних условиях на 4-дорожечный магнитофон, а панорамирование инструментов сделано с учетом того, как был записан материал.

The Beatles — Come Together

Обратимся к классике. Обратите внимание, как в миксе «Come Together» инструменты, звучащие в схожих частотных диапазонах, разведены в противоположные стороны.

Панограмма The Beatles «Come Together»

В миксе электрогитара спанорамирована влево, бас и вокал размещены в центре, в то время как ударные и клавишные отправлены вправо.

Такое расположение инструментов используется в большинстве песен The Beatles и создает невероятную чистоту в миксе благодаря строгому тембральному разделению участников по каналам.

Так как в каждой части микса расположены не схожие по частотам элементы, инструменты не мешают друг другу. В современной поп и рок-музыке такое панорамирование не используется.

Панорамируй это

Грамотное расположение инструментов по панораме упростит дальнейшую работу над миксом. Разделив участников микса заранее, вы избавитесь от большинства проблем, связанных со столкновением частот, кашей и мутностью звучания, а значит вам не придется вычищать дорожки трека эквалайзером и прочими обработками.

Референс-треки: как улучшить свои миксы с помощью сравнительного анализа музыки

Мастеринг музыки для SoundCloud и

Источник: https://samesound.ru/p/mixing/13768-panning-your-mix

Идеальная структура музыкального альбома

Музыка с расстановкой

Любой музыкант, решивший заниматься музыкой всерьёз и зарабатывать музыкой деньги, рано или поздно столкнётся с записью собственного альбома. Ну и что? Ну, записал я 10-15 песен, вот тебе и альбом, скажете Вы.

Но не всё так просто. Настоящий музыкальный альбом – это не просто песни, абы как собранные на одном носителе. Это всё-таки законченное художественное произведение.

Возьмем, например небезызвестный «Хорошо темперированный клавир» великого Баха. Он представляет собой не просто набор произведений для клавира. Этим «альбомом» Бах конкретно хотел представить музыкантам того времени все преимущества новых музыкальных строев. И он сделал это.

Но речь в данной статье пойдёт не о Бахе, и не о концепции, а о том, как имея набор песен собрать их в альбом и сделать так, чтобы это был именно альбом, а не просто сборник песен.

Я имел опыт создания музыкальных альбомов и поэтому на практике уяснил, какая продолжительность альбома является оптимальной, сколько песен должно быть в альбоме и т.д. Обо всём этом и многом другом я поведаю Вам далее в этой статье.

1. Тип альбома

Прежде всего, конечно нужно определиться с типом будущего альбома, а типов альбомов существует немало. Прежде всего, музыкальные альбомы делятся по продолжительности и делятся на три типа:

  1. LP – стандартный альбом на одной стандартной виниловой пластинке или на одном CD с продолжительностью звучания 35—60 минут для винила и 35—80 минут для CD.
  2. EP – мини-альбом с продолжительностью звучания до 35 минут.
  3. И третий тип – мульитидисковый альбом. Такой альбом может быть двойным, т.е. на двух носителях; тройным, т.е. на трёх и т.д.

Есть также тип альбома, который по большому счёту альбомом и не считается, но, тем не менее, упомянуть его стоит. Это – сингл, мини-альбом, который состоит из 2-3 (реже более) песен.

Так, ну и теперь, по идее зная это, Вам остается лишь определиться, под какой тип альбома попадает Ваше количество песен. Так ведь? Нет, не так!

Тип будущего альбома следует выбирать ещё до его создания. Следует определиться заранее, что Вы хотите: LP, EP, сингл или двойник, и только тогда начинать альбом записывать.

2. Продолжительность звучания

Когда я работаю с кем-либо над музыкальным альбомом, меня часто спрашивают те, с кем я работаю: «А сколько, мол, песен нужно для альбома? 10, 15, 20 или 50?». Но я всегда отвечаю, что прежде важно не количество песен, а продолжительность альбома по времени звучания.

Мой опыт показал, что после прослушивания, например 5 песен по 10 минут каждая и 10 песен по 5 минут каждая, в одном жанре воспринимаются одинаково. Я долго не мог понять, почему так происходит, но так действительно происходит.

Поэтому я вновь повторюсь, что важней не количество песен в альбоме, а длительность альбома по времени звучания. Многие поначалу с этим не соглашаются. Но это поначалу…

Несколько лет назад я мечтал найти и постоянно искал некую «оптимальную продолжительность звучания альбома». Хотите, верьте, хотите, нет, но в итоге я её нашёл!

Это может показаться странным, но я понял, что для любого стиля оптимальная продолжительность звучания альбома – пластинка, т.е. 40-45 +/- 2-3 минуты.

Почему так происходит, мне тоже непонятно до сих пор… Почему вне зависимости от стиля музыки, альбом на 35 минут звучания кажется куцым, а альбом длительностью в 60 минут начинает под конец сильно утомлять?

Вот и мне до сих пор остаётся это неясным. Почему я всегда замечаю, что альбом длится меньше или больше 40-45 минут, не глядя на временную шкалу? Возможно, так устроен человек, его психология… По крайней мере, я советую обязательно и Вам обратить на это внимание.

3. Количество песен

Количество песен в альбоме также очень важно. Теоретически, если взять «идеальную» продолжительность альбома в 40-45 минут и разделить её на среднестатистическую продолжительность песни в 4 минуты, то мы получим, условно говоря, 10-11 песен.

Как ни странно, но количество примерно в 10-12 песен в альбоме, как правило, и бывает оптимальным. Хотя здесь лишь повторюсь, что количество песен в меньшей степени влияет на восприятие альбома, нежели последовательность песен и продолжительность его звучания. Поэтому на количестве песен, слишком сильно заморачиваться не следует.

4. Последовательность песен

А вот последовательность песен в альбоме, как я уже сказал, куда как важней чем их количество. Конечно если альбом концептуальный, как «The Dark Side of The Moon» группы Pink Floyd, то последовательность песен формируется ещё на этапе их сочинения.

Но если у Вас просто есть определённое количество песен, объединённых какой-то общей идеей, но разных по характеру Вам нужно будет тщательно обдумать их последовательность в альбоме уже после того как они будут записаны.

Хотя скажу Вам сразу одну интересную вещь. Последнее время я вообще не думаю над расположением песен в альбоме, и располагаю их в той последовательности, в которой они создаются. Самое удивительное, что в итоге последовательность песен получается, чуть ли не идеальной!

Конечно не факт, что у Вас так же точно получится, но, тем не менее, я бы советовал Вам попробовать, поэкспериментировать. Возможно, результат Вас приятно удивит.

Ну, хорошо, с этим думаю ясно. Как же всё-таки, спросите Вы, расположить например десяток песен в альбоме? Объясняю…

Прежде всего, нужно определиться с какой песни начать альбом и какой его закончить. Здесь многие скажут, что начинать альбом надо с самой хитовой песни, но я так не считаю. Мой личный опыт показывает, что наилучшим образом хитовая песня воспринимается, будучи поставленной на второе место.

Я советую начинать альбом с не самой хитовой песни, а, если позволите так выразиться, со второй по «хитовости». В таком случае менее «хитовая» песня как бы настроит слушателя на сам альбом и одновременно подготовит его ко второй, возможно заглавной песни альбома.

Что касается баллад, то для них наилучшие места в альбоме – 3-е, 4-е и 7-е. Вообще больше 2-3 баллад в альбом я включать не советую, равно как заканчивать и начинать балладой альбом, поэтому эти места и являются для баллад наиболее подходящими.

Если у Вас в альбоме есть ещё хит помимо двух упомянутых ранее, то ему самое место быть последним, дабы закончить альбом красиво и сделать его запоминающимся. Ну, а все неупомянутые номера будут для остальных песен, которые обычно являются так сказать «проходящими».

Главное – избегайте равномерности чередования песен в альбоме типа: «бестрая-средняя-медленная-бестрая-средняя-медленная…». Не бойтесь поставить, например две баллады рядом и т.п. Здесь нужно просто экспериментировать, слушать и делать выводы.

5. Тональный план

В завершении хочется упомянуть об ещё одной важной вещи, которая называется тональный план, то есть чередование тональностей песен в альбоме. Вы, возможно, удивитесь, но это очень и очень существенно влияет на восприятие альбома.

Если у Вас скажем несколько песен в одной и той же тональности, то их не стоит ставить одну за другой, даже если по всем остальным параметрам они оптимально друг с другом сочетаются.

Прослушивание нескольких песен подряд в одной и той же тональности очень сильно утомляет. Я проверял это много раз и каждый раз убеждался в том, что это правда.

Поэтому советую Вам не пренебрегать тональным планом и искать компромиссы, размещая песни в альбоме.

Заключение

Ну что ж, а на этом я думаю, стоит закончить данную статью. Теперь я надеюсь, Вы получили ответы на интересовавшие Вас вопросы и теперь Вам будет намного проще, когда будете записывать свой собственный альбом. Успехов Вам!

___________________

Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

Источник: http://www.master-skills.ru/articles/miscellaneous/63-album

Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате

Музыка с расстановкой

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое.

Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение.

С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется.

Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса.

Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной».

Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол.

Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.
Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.

О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации.

Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ).

Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.

Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами
3. Ранние отражения.

Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка).

Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту.

Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками.

Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами.

Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки.

Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены.

На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену.

Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше.

В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате.

Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.

Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики.

И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем.

Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей.

Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило.

В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.

Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом – главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично.

Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные.

Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки.

Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками.

Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно.

Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.
Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов.

Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

Источник: https://stereo.ru/to/tkv2m-azy-akustiki-dlya-chaynikov-kak-pravilno-rasstavit-kolonki-v-komnate

Эффект Моцарта – музыка, повышающая интеллект

Музыка с расстановкой

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты.

А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления.

Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Активизация
коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром.

В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору.

Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Научные теории

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой.

В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд.

Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка,
повышающая интеллект

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека.

Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста.

Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине; 2 – слушали аудиокнигу;

3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%; 2 – на 11%;

3 – на 62%.

Впечатляющие результаты, не правда ли?!

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод — надо постоянно поддерживать молодость.

Невиданный пример

Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет:

До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления.

Заключение

Надеюсь, что эта статья вызвала у вас желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий).

У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой.

Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.

Еще по теме:
Личная музыкотерапия –
секреты и правила

Источник: https://siellon.com/effekt-motsarta-muzyika-povyishayushhaya-intellekt/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.