Реставрация позолоты на дереве

Содержание

Декоративное золочение своими руками

Реставрация позолоты на дереве

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку.

Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором.

Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим.

Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой.

Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены.

Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской.

Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид.

И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути.

Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути.

Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки.

В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить.

С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.
3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.
Рамка позолочена методом сусального золочения

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата.

Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь.

Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения.

Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто.

Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты.

Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.
3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Золочение аэрозольной краской

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера.

Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время.

Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов.

Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность.

Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Ремонт с помощью золотой пасты

 

Источник: https://remstd.ru/archives/dekorativnoe-zolochenie-svoimi-rukami/

Золочение | Москва

Реставрация позолоты на дереве

Золото  – это уникальный материал, который подарила человеку природа. Золото  является одновременно минералом, химическим элементом и благородным  металлом.

Позолота  или золочение, серебрение — нанесение на предмет тонкого слоя золота  или серебра (от долей мкм до неск. мкм) в декоративных, защитных или  защитно-декоративных целях.

Огневое золочение или ртутное золочение

Считается  наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название  жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ  представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного  золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Этот способ позволяет  золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота  держится более 100 лет.

Эта  технология была широко распространена в архитектуре, способ применялся  при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и  балконных решеток. Наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского  собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского  собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744  году.

Ещё  одним из направлений использования огневого золочения являлась  одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных  памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в  Суздале.

Золочение этим способом даёт  высокую коррозионную стойкость, но при этом он обладает очень высокой токсичностью.

Золочение, серебрение на масляной основе

Также  на мордан, на микстьен, на отлип — применяется для золочения и  серебрения металлических поверхностей (чугунные и кованные ограждения,  купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для  интерьерного золочения. Сегодня золочение на мордан – наиболее  применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных  работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект  бархатистости и матовости.

Позолота на “гульфарбу”

Применяется  на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба  составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого  крона, растёртого на льняном масле.

Крон к лаку примешивается как  подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон.  Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на  которую будет накладываться золото, была ровная и чистая.

Дальше эти  места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем  просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа,  тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск.

 Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка  слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на  полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.

Золочение, серебрение на глиняной основе

Также  на полимент — применяется для золочения и серебрения деревянных  поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это  самый трудоемкий, длительный и дорогой вид золочения на всех его этапах.  Его используют только высококвалифицированные мастера.

Золочение на  полимент применяют при отделке и реставрации мебели, картин, других  предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко  распространен в иконописи. Полимент составляют из разведённых в воде и  растёртых сиены жжёной, охры и мумии.

Засушенная смесь перед позолотой  размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким  составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент  приготовляли из красной глины — болюса, мыла, воска, китового жира и  яичного белка.

Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый  тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда  полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы  полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей.

Затем место, на  которое будет накладываться золото или серебро, кистью смачивается  сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой. Золочение на  полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность  имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Водно-синтетическое золочение

Золочение  с использованием средств на водной основе. Применяется для золочения и  серебрения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и  каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения.

Используя  материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а  также, при необходимости, восстановить его с помощью специального  активатора.

Поверхность после применения синтетических материалов  приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной  полировки зубками.

“Чесночное” золочение

Один  из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек  свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения  на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой.

Сок  наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда  он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют  дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на  поверхность и прижимают тампоном.

Поверхность при таком золочении  приобретает необычный блеск.

Сусальное золото

Сусальное  золото и серебро (сусаль) — тончайшие листы чистого золота, серебра  (около 0.1-0.25 микрона) наклеиваемые на изделие в декоративных  целях. Использование сусального золота, серебра — это единственный  практичный метод позолоты и серебрения разнообразных предметов, особенно  масштабных объектов вроде куполов или статуй.

 По мере развития  архитектуры и художественного искусства мастера всегда применяли  сусальное золото как особый вид декора. Золочение лепнины и мебели  сусальным золотом, серебром, использовалось мастерами-позолотчиками при  оформлении императорских дворцов и особняков.

Этот метод остаётся  популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над  процессом золочения. Золочение сусальным золотом являлось неотъемлемой  частью иконописи на протяжении всего ее многовекового существования.  Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы  золочения.

Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели,  золочение и роспись лепнины в домах аристократии. От выбранной техники  нанесения сусального золота, серебра зависит блеск поверхности, ее  долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов.

 Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении  каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы  мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Чтобы  изготовить 100 грамм сусального золота, нужно переплавить более 200г.  золота, выход чистого продукта – всего 45%. Стоимость этого материала  очень высокая. Именно поэтому применение сусального золота и серебра  зачастую нецелесообразно.Тем более, что вместо этого дорогостоящего  материала можно использовать его имитацию – поталь.

Поталь

Поталь  — это материал, имитирующий сусальное золото, серебро, но не содержащий  в своём составе драгоценных металлов.

Поталь – фольга из сплава  металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или цинка, мельхиора,  нейзильбера с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное  золото и серебро, выглядит также дорого и эффектно.

Основные цвета  потали – золото, серебро, медь и бронза. Золото бывает трех оттенков :  #2, #2.5, #3. Также существуют различные оксиды потали : золотые,  серебряные, медные и бронзовые.

Поталь используют для украшения как  самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение и  серебрение поталью используют итальянцы при декорировании мебели. При  декоре лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.

Золочение твореным золотом

Золочение  твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах,  особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр  измельченного рисунка, широко применяется в иконописи.  Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте,  но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения.

Перед  полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую  полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и  дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность  смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы  приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Бронзирование

Бронзирование  детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком –  бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а  также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется  необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который  хорошо пристает к липкой поверхности.

Жидкий металл

Жидкие  металлы становятся все более популярными на современном рынке благодаря  высокому качеству покрытий, которое они обеспечивают проектам. Это принципиально новая технология покрытия любой твердой поверхности натуральным металлом.

Жидкий металл является твердым металлическим  покрытием на 95% состоящим из металлического порошка. Металлический  порошок и полимерное связующее объединяются во время химической реакции  для получения металлического композита, холодного жидкого металла.

После  отверждения продукт обладает всеми характеристиками литой металлической  детали, включая текстуру, блеск, теплопроводность, магнитные свойства,  эффекты старения и окисления.

Золочение,  серебрение, сегодня эта услуга является одной из самых востребованных,  причем это касается не только гипсовой лепнины и мебели, но и многих  других вещей, окружающих нас. 

Современное  покрытие позолотой или серебром – технологичный и трудоемкий процесс,  который непрерывно совершенствуется для достижения лучшего результата.

Процесс требует профессиональных навыков специалистов, поскольку  технология очень сложна и состоит из нескольких сложных этапов.

Здесь  практически не допускаются ошибки, ведь используемые в работе материалы  весьма дороги и требуют безупречный результат с первого раза. 

Стоимость  каждого заказа согласуется индивидуально с клиентом после осуществления  замеров изделия и определения сложности нанесения покрытия.

Источник: https://alldecorpro.com/zolochenie

Золочение сусальным золотом

Реставрация позолоты на дереве

Сусальное золочение – технология обработки поверхности покрытия из сусального золота. Для художественного оформления различных рам и багетов с давних пор применяется золочение сусальным золотом. Этот вид декорирования придает элементам аристократичную роскошь, позволяет выделить элемент, или напротив, вписать его в убранство помещения.

Сусальное золото – для отделки является наитончайшим материалом, отчего отделка вашего дома станет уникальной. Тонкость листа сравнима с легкой нитью паутины. Огромный плюс в долговечности метала и отсутствии коррозийного влияния на золото, в отличии от других отделок.

Современные технологии улучшают в каждым годом процесс изготовления листов сусального золота, но даже наши предки промышляли данным оздоблением, путем ручного труда.

Производство

Мягкость золота позволяет с ним работать в удобной форме. На производстве отливается брусок и раскатывается наименьшей толщины. Следующим шагом происходит разрез на мелкие полоски и далее подрезается на небольшие квадраты.

Сложив все в стопку, золото обрабатывается молотом, около двух тысяч ударов утончают слой до 1-2 микрон на каждом листе. Образующиеся расплющенные квадратики укладываются в книжку или на ткань.

Так, покрытие сусальным золотом имеет два вида доставки:

  • Книжка, из которой лист можно вынимать дуновением;
  • Трансферт, нанесение листа на тканевую бумагу, которая удаляется после приклеивания золотого покрытия.

Что представляет собой этот вид декорирования

В отличие от недорогой имитации, покрытие сусальным золотом подразумевает нанесение драгоценного метала на поверхность. Само по себе сусальное золото представляет собой тончайшие листы с толщиной до долей микрон, состоящие из металлического сплава с высоким содержанием драгоценного металла.

И чем толще оказывается лист, тем больше карат золото содержится в нем. Поскольку драгметалл обладает высочайшей ковкостью и пластичностью, золочение получается без дефектов: трещин, замятий или разломов.

Однако только профессионалу оказывается под силу выполнить сусальное золочение, поскольку именно пластичностью может сыграть «злую шутку» с новичком — при не аккуратном обращении он будет стремиться к замятиям.

Сама по себе технология не изменилась с прежних веков, хотя материалы по своему качеству и свойствам «шагнули» далеко вперед. И все-таки, как и прежде, золочение сусальным золотом включает в себя:

  • подготовка поверхности. Устраняются все грубые недочеты — трещины, сколы. Поверхность выравнивается специальной шпатлевкой, где необходимо — стачивается специальными инструментами;
  • грунтование. Для грунтовки используют необходимый оттенок, который оказывает влияние на конечный вид. Чаще всего прибегают к теплым и светлым тонам, что подчеркивает красоту золоченой поверхности;
  • вышкуривание. После того, как последний слой грунта полностью высох поверхность вышкуривается самой мелкой шкуркой для устранения даже микроскопической шагрени;
  • лакировка. Мастер должен обеспечить полную «зеркальность» поверхности, для чего используются высококачественные лаки. Наносится лак в несколько слоев для устранения минимального шанса образования потеков;
  • полировка. С высохшего лака удаляются пылинки, прочие артефакты, которые могут привести к браку золочения;
  • непосредственно сусальное золочение. Нанесение золотого покрытия.

Реставрация сусальным золотом

Сусальное золочение может использоваться в целях реставрации. Речь идет о тех случаях, когда нужно восстановить позолоту на старинных предметах или дополнительно облагородить изделия, которые не имели покрытия золотом.

В обоих случаях реставрация сусальным золотом придает изделию, а вместе с ним и интерьеру более интересный и дорогой внешний вид.

Большим плюсом использования золота в реставрации является и то, что оно не окисляется, не тускнеет и не теряет своих высоких качеств в течение долгих лет.

На покрытие сусальным золотом цена зависит во многом от истинного веса драгметалла. Однако большое значение оказывает и сложность рельефа, и общая покрываемая площадь и, конечно же, исходное качество поверхности. Покрытие сусальным золотом – цена вопроса очень высока, однако качество и результат порадуют любого.
Уровень детализацииМатериалСтоимость
Плоские тяги шириной до 4 см.ваш материалот 400р / п.м.
материал + потальот 500р / п.м.
материал + золотоот 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см.без материалаот 2 100р / кв.м.
материал + потальот 3 500 / кв.м.
материал + золотоот 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементамибез материалаот 3 200р / кв.м.
материал + потальот 4 500р / кв.м.
материал + золотоот 22 200/ кв.м.

Уточнить стоимость

Примеры золочения сусальным золотом:

Источник: http://www.FirmaRamer.ru/zolochenie/zolochenie-susalnym-zolotom

Сусальное золочение: от А до Я

Реставрация позолоты на дереве

Реставрация объектов культурного наследия довольно сложный процесс, требующий высокую квалификацию мастеров, производящих работы. Соприкасаясь  с историей, и воссоздавая ее утраченные фрагменты, важно сделать так, как было в оригинале.

Ничего не испортить и не вносить свои корректировки  в ушедшие эпохи.  Вместе со всей сложностью – реставрация, ко всему прочему, является очень интересным процессом, объединяющим  множество направлений.

Сегодня пойдет речь о позолотных работах, в частности о сусальном золочении.

Сусальное золото – это тончайшие листы золота высшей пробы, наносящиеся на поверхность реставрируемых или декорируемых изделий. Данный вид позолоты пользуется большой популярностью в реставрации и восстановлении интерьеров и экстерьеров. Классическая и благородная техника золочения сусалью изобретена очень давно.

Если быть точным – 1700 лет назад.  В наше время данная технология  несколько модифицировалась, но не утратила своей популярности и широко используется в отделке интерьеров и реставрации старинных предметов.

 Данный способ реставрации и декорации является  достаточно дорогим, ведь  для золочения используется настоящий драгоценный металл.

 Из чего изготавливается сусальное золото?

 Тончащие листы сусали производят из золота высшей пробы. В зависимости от применения и для придания необходимых свойств и оттенка  в сусальное золото могут добавляться различные металлы: серебро, алюминий, медь и другие.

  Оттенок сусального золота выбирается в зависимости от задумки реставраторов и желания заказчика. Например, для придания красного оттенка используется  сплав с медью.

Чтобы получить зеленоватый оттенок – применяют сплав с серебром.

Основные достоинства применения сусального золочения:

  • используется настоящее золото ;
  • придает изделию или интерьеру дорогой и необыкновенный внешний вид;
  • не окисляется;
  • не тускнеет;
  • не теряет своих свойств с годами.

 Оригинал и «золотозаменитель»

В зависимости от стоимости и достигаемого качества используют 2 основных вида сусального золочения:

Сусальное  золото – золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов.  Листы очень тонкие и измеряются микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. Требует тщательной и правильной обработки поверхности и большого опыта работы позолотчика-реставратора.

2.       Дешево и сердито:

Поталь (шумиха) – металлическая фольга  или заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит дешево. Один лист шумихи в несколько раз толще оригинального сусального золота. Это упрощает работу позолотчика и  не требует его высокой квалификации. Книжки по 25-30 листов. 

Технологии нанесения сусального золота в реставрации.

В зависимости от материала обрабатываемой поверхности и месте его расположения (интерьер/экстерьер) используют три основных метода золочения:

  1. Масляное,
  2. Клеевое,
  3. Полиментное.

Масляное золочение.  Используется для реставрации и восстановления  предметов, подверженных атмосферному влиянию. Это церковные купола, решетки, ограды, кровля, Требования к материалу:  металл, гипс, папье-маше, дерево, стекло, фарфор.

 Технология масляного золочения: 

Первым делом  очищают рисунок и подготавливают поверхность, шпаклюя дефекты в виде впадин, щелей, трещин и царапин. После тщательного высыхания, зачищают шпаклевку.  Далее, в зависимости от зернистости и пористости поверхности, наносят несколько слоев грунта,  минимум три слоя.

  Грунт возможно подкрасить  разными цветами, для придания нужного оттенка позолоты. Когда грунт высох, его обрабатывают наждачной бумагой и очищают рисунок. Следующий этап –  6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачкой после каждых 2-х или 3-х слоев. Далее следует полировка поверхности до блеска и покрытие масляным лаком.

Последний этап  – покрытие сусальным  золотом  или поталью реставрируемой поверхности.

Использование технологии масляного золочения позволяет получить  разные виды позолоты – матовое, матовое бархатистое, под зерно и глянцевое  золочение. 


Клеевое золочение.
Используется  при реставрации  интерьера и предметов интерьера, преимущественно  для золочения деревянных изделий. Также клеевое золочение используется для реставрации гипса, папье-маше.

 Технология клеевого золочения:

По аналогии с масляным золочением сначала подготавливают поверхность и очищают рисунок орнамента , заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины.  Далее, на высохшей  поверхности  зачищают шпаклевку и наносят на нее мездровый клей.

После – покрывают  левкасом –  смесь, состоящая из клея и мела. Наносят около 9 слоев с промежуточной шлифовкой и расчисткой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой наждачной бумагой  и полируют.

Места золочения смачивают водкой или спиртом, разведенным примерно до 25 градусов, и осторожно накладывают листы сусального золота. Подсохшую поверхность аккуратно обметают мягкой кистью, убирая излишки.

При использовании технологии клеевого золочения, золото становится матовое. Однако, применяя  другие клеящие составы,  можно получить и глянец. 

Полиментное золочение.  Используется для реставрации предметов интерьера. Данный метод дороже предыдущих в несколько раз, так как требует дополнительной обработки поверхности и полировки золота.

Однако получаемый эффект  золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется.

 Полимент – это специально приготовленный состав,  основной компонент которого – мелкозернистая жирная глина  темно-красного цвета (болюс).

 Технология полиментного золочения:

Повторяет технологию клеевого золочения до этапа нанесения левкаса со шлифовки слоев, далее идут изменения. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят приготовленный полимент, смешанный с яичным белком ( 5-б слоев). После полного высыхания  полимент полируют щетинной кистью или сукном.

Далее, как и в клеевом золочении, места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и аккуратно накладывают листочки золота.

После того, как поверхность немного просохла, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после этого золото начинает блестеть.

Задача реставраторов.

Как мы видим, существует несколько технологий реставрации золочения, и их выбор определяется многими факторами.

Однако достигаемый эффект зависит не столько от знания мастером технологий, сколько от опыта выполнения такой работы и квалификации.

Нашими реставраторами восстановлено большое количество изделий и помещений, требовавших воссоздания позолоты, в том числе – старинных предметов различных исторических эпох.

Среди них следует отметить реставрацию в Золотой гостиной Аничкова дворца, реставрацию помещений в Павловской дворце, реставрацию Большой церкви в Зимнем дворце.

Существует множество получаемых эффектов  позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши реставраторы с точностью воспроизведут эффект золочения, используемый при создании предмета.  Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале.

Задача наших реставраторов  –   не только воссоздать утраченную позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными. Задача не из легких. Неаккуратно нанесенное покрытие ухудшает внешний вид изделия, а исправить неправильно сделанное иногда бывает практически невозможно. Поэтому доверять реставрацию позолоты интерьеров/экстерьеров  важно только опытным и квалифицированным  мастерам.

Источник: http://meander-group.ru/articles/susalnoe-zolochenie-ot-a-do-ya/

О золочении. история. способы и виды

Реставрация позолоты на дереве

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла – сусального золота.

История

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента – основы под позолоту.

Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота.

Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка – широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини.

Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами.

Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Золочение было неотъемлемой принадлежностью славянской иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения.

«Буде золотить или серебрить, – говорится в одном из поздних списков иконописного подлинника, — на доску накласть пластми, т. e. листочками золота или серебра, и клеем житким подлить. И no доске всей пройде. И высушить. И по сушении загладить косткой и зубом неким таже.

Таже яичным белком с водой смесить и кистью помазать» [Свод, рук. 112(2)].

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве.

Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера.

Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль.

Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение – следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет.

Левкас наносят вначале «внатыч» – быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» – ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой.

Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем – в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем – на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе.

Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений.

Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика – материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту.

Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан.

После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения.

Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Комбинированное

Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся подготовительная работа однотипна с золочением на полименте. Поверхности с полированной блестящей фактурой получаются в результате золочения на полименте, с последующей обработкой зубками.

Места матовые получаются в результате золочения «на отлип» или по желатину без покрытия полиментом и без полировки. Поверхности под матовое золочение после левкашения не полиментуются, а кроются слоем желатинового клеевого раствора, и после высыхания клеевой пленки золотятся по водке так же, как и полиментованые места.

Возможна комбинация золочения по полименту с золочением по мордану.

Золочение твореным золотом

Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения.

Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Водно-синтетическое золочение

Водяное золочение иногда заменяется унифицированным полиментом, однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.

Например, система Kolner Instacoll System была специально разработана как альтернатива масляной технике для экстрерьерных покрытий с получением максимального блеска. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора.

Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

Бронзирование

Бронзирование детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком – бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Бронзировка придает поверхности вид настоящей позолоты. Такое покрытие является антикоррозийным и очень устойчивым.

«Чесночное» золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой.

Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном.

Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Золочение «через огонь»

Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из золота и ртути. Этот способ применялся при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток.

Очищенную поверхность покрывают амальгамой, после этого деталь пропускают через огонь, чтобы выпарить ртуть. Затем поверхность охлаждается и полируется агатовыми зубками. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

От выбранной техники нанесения сусального золота зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции.

Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Источник: http://susalnoe.ru/stati/o-zolochenii.-istoriya.-sposoby-i-vidy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.